Интернет-продажи сегмента FMCG в 2023 году продолжают динамично расти: по отношению к прошлому году рост, по данным аналитической компании NielsenIQ, составил +29%.
При этом, как указывает на сайте компании менеджер по работе с клиентами Ольга Соловьёва, интернет-продажи растут не столько за счет инфляции, сколько за счет реального спроса, вклад которого в рост продаж к середине года составил 21,3% (вклад инфляции — 7,6%).
Из российских FMCG-компаний, основанных в Петербурге, наиболее впечатляющий рост онлайн-продаж показывают «О’Кей» (генеральный директор Армин Бургер) и «Лента» (председатель совета директоров Алексей Мордашов): по оценке агентства InfoLine, рост выручки от онлайн-продаж сети «О’Кей» составил в 2022 году +32,6%, а «Ленты» — +22,6%.
Интернет-магазины и маркетплейсы, по данным ежегодного исследования NielsenIQ о трендах покупательского поведения 2022/2023, называют основными площадками для приобретения товаров FMCG уже 11% опрошенных покупателей, приобретающих товары как в онлайн, так и в офлайн-магазинах. В прошлом году таких было порядка 8%.
Больше всего в Интернете покупают товары для ухода за детьми (42,2%), ухода за волосами (25,5%) и товары для животных (21,8%). Однако активно растут и продажи скоропортящихся продуктов, таких как молочная продукция (уже 13,4%) и мясные изделия (10,6%).
Как отмечает Соловьёва, такая динамика рынка обусловлена ростом количества онлайн-заказов, который во II квартале 2023 году составил +58% по отношению к аналогичному периоду 2022-го. При этом среднее количество SKU (товарных позиций) в корзине покупателя во II квартале-2023 снизилось на -10% по отношению к соответствующему периоду.
На практике эти цифры означают то, что многие из активных онлайн-покупателей всё чаще обращаются к интернет-магазинам в целях срочной дозакупки, которая стала возможной с развитием локальных сервисов доставки с минимальной суммой для заказа или отсутствием такой суммы, — замечает эксперт.
По данным NielsenIQ, самые маленькие корзины (от 1 до 5 товаров в чеке) обеспечивают сегодня 50% онлайн-продаж продовольственных и почти 70% непродовольственных категорий, а доля крупных корзин сократилась примерно до 10%.
При этом по итогам I полугодия только на крупнейших маркетплейсах количество активных продавцов удвоилось по сравнению с годом ранее, а динамика их продаж в 4 раза обогнала собственные продажи маркетплейсов.
В начале 2023 года рынок интернет-торговли FMCG пережил рекордное снижение темпов продаж, которые опустились до -4% на фоне высокой базы периода закупок прошлого года. Однако динамика онлайн-продаж вернулась к росту всего за несколько месяцев, и сегодня онлайн-торговля остается одним из ключевых драйверов рынка FMCG, — заключает Ольга Соловьёва.