Маркетплейсы трепетно относятся к контролю качества товаров на своих площадках и развивают соответствующие сервисы.
Кроме того, онлайн-площадки стремятся дать покупателю информацию о продавце максимально сжато и наглядно. Распространенным способом долго были оценки и звезды в профилях пользователей. Авито предложило нечто новое - в настоящее время агрегатор тестирует цветовые зоны.
Наличие негативных отзывов само по себе, конечно, портит репутацию. Но покупатели не всегда готовы тратить время и перечитывать более пары отзывов. Также маркетплейсы ставят различные пометки на странице продавца, например, сколько времени он работает на онлайн-площадке, сколько за ним выполненных заказов, как быстро он отвечает на вопросы и выполняет заказы, подтверждены ли данные его профиля документами. Всю эту информацию покупатель должен «переварить» и принять решение, стоит взаимодействовать с продавцом или нет.
Поэтому на рынке маркетплейсов обозначился тренд: платформы сами аккумулируют данные о продавце и обозначают результат максимально наглядно – оценкой по пятибалльной шкале или звездами, как правило, также от одной до пяти.
Юлия, имеющая профили на нескольких маркетплейсах, поделилась, что как продавец везде имеет рейтинг.
«Кроме того, например, на одном из них при большом количестве жалоб за короткое время можно схлопотать временный запрет на продажи. При потоке хороших отзывов площадки «поднимают» объявление в поиске», - поделилась Юлия.
Зеленый свет
В Авито рассказали, что на платформе запущена система «Качество сервиса продавцов». В зависимости от того, насколько добросовестно ведет себя пользователь на платформе, его профиль оказывается в зеленой, желтой или красной зоне. Нахождение в зеленой зоне – лучшая характеристика в глазах покупателя и приоритет в поисковой выдаче на онлайн-площадке. В желтую зону попадут пользователи с незначительными недостатками в сервисе, но со стороны платформы ни поощрений, ни ограничений не последует. Попадание в красную куда критичнее - объявления от таких продавцов будут опускаться в поисковой выдаче.
«Для нас важно, чтобы на Авито друг друга находили добросовестные продавцы и покупатели. Мы много лет развиваем систему антифрода, ограничивая доступ на платформу для нарушителей. Создаем коллаборации с другими крупными брендами – например, внедрили верификацию через банковские ID. Развиваем систему рейтинга и отзывов. Теперь мы внедрили еще один инструмент, позволяющий максимально повысить уровень прозрачности сделок на платформе - теперь найти честного продавца будет еще проще», - поделился Андрей Рыбинцев, директор по работе с данными Авито.
Стимул
Система скоринга продавцов «Качество сервиса» пока работает на Авито в тестовом режиме. Компания собирает обратную связь от продавцов и вносит необходимые корректировки в систему, а оценка качества сервиса пока видна лишь самим продавцам. Но уже сейчас в компании отмечают, что для продавцов система создает хороший стимул.
«В тестовой группе, кому добавили интерфейс, в вертикали «Товары» мы увидели, что покупатели стали на 5% чаще контактировать с хорошими продавцами по нашей разметке. Также мы отметили, что пользователи в тестовой группе чаще проходят проверки профиля, когда мы предлагаем это сделать – конверсия увеличилась с 3% до 8%», - поделился Сергей Павлин, руководитель направления репутации пользователей Авито.
На сегодня система охватывает более 25% продавцов на площадке. Полный охват намечен на начало 2024 года.
Что влияет на рейтинг продавца:
1. Актуальность и достоверность объявлений, соответствие правилам платформы.
2. Вежливость в общении с покупателями, частота и скорость ответов на сообщения и звонки.
3. Скорость отправки товаров, доля оплаченных заказов и действительно отправленных заказов.
4. Наличие отметок о подтверждении данных профиля по документам или другим способом.