В первом полугодии 2023 года налоговые органы отметили заметный рост числа дел о банкротстве компаний.
Экономисты в беседе с SPB.DK.RU объяснили рост числа банкротств вымыванием иностранного бизнеса из страны.
Эксперты объясняют, что выход западных компаний с российского рынка происходит не только через продажу активов, но и через банкротство компаний. В этом случае за головной структурой иностранцев могут тянуться десятки дочек и представительств, которые также повторяют судьбу основного бизнеса. Однако специалисты отмечают, что кредиторы не всегда могут удовлетворить свои требования из конкурсной массы.
«Проблема закредитованности бизнеса, действительно, имеет место. Но нужно учитывать, что на рост числа банкротных кейсов в России влияет и выход западных компаний. Происходит своеобразное вымывание иностранного капитала из недружественных стран. Google у нас тоже находится в состоянии банкротства. И нужно понимать, что в рамках выхода с российского рынка процедуру банкротства могут инициировать несколько юридических лиц, связанных с одним брендом. Поэтому мы и наблюдаем рост по общей статистике. Для иностранцев такой метод может быть и более предпочтительным, чем продажа активов: в этом случае не нужно проходить через согласования правительственной комиссии и делать дисконт покупателю», - указывает экономист Федор Ильин.
Однако, в случае юридических лиц с исконно русскими корнями специалисты отмечают проблему пополнения конкурсной массы. Необеспеченные материальными активами структуры фактически ничего не могут предложить кредиторам. Те же, у кого есть производственные площадки, подвергаются риску перераспределения активов в пользу более устойчивых и крупных игроков отрасли.
Банкротство как процедура вообще не направлена на разрушение бизнеса, это инструмент финансового оздоровления компаний. Но действительно, рост банкротств ведет к перераспределению материальных активов юридических лиц. Компании в стадии конкурсного производства не находятся в вакууме, у них есть производственные площадки, пул контрагентов, оборудование в конце концов. Оно переходит через торги или обращение взыскания на залог кредиторам. Даже в том случае, если активы получают банки, далее можно ждать новых торгов, особенно по непрофильным для финансовых компаний активов, - добавляет Ильин.
Ранее РБК сообщал, что в первом полугодии 2023 года налоговые органы отметили заметный рост числа дел о банкротстве компаний. Замглавы ФНС Константин Чекмышев подчеркнул, что количество затянутых дел увеличилось на почти четверть к 1 июля. Такая ситуация создала перегрузку в судебной системе. По мнению Чекмышева, будущее может принести еще большее ухудшение ситуации.
Данные сервиса Casebook, представленные на форуме «Банкротства. Новая реальность», показали, что количество продолжающихся дел о банкротстве компаний в январе-июле 2023 года выросло более чем на 20%. Число таких дел увеличилось с 50,3 тысячи до 62,6 тысячи за полгода.