Покупатели недвижимости сегодня ценят не только количество квадратных метров, но и определенный уровень комфорта.
Застройщик предлагает инфраструктуру под определенный образ жизни, задача управляющей компании – поддерживать созданное застройщиком.
Среди руководителей крупных управляющих компаний и представителей рынка коммунальных услуг прошло обсуждение наиболее значимых за последнее время нововведений в сфере управления многоквартирными домами. Многое изменилось: сегодня покупатели недвижимости ценят далеко не только количество квадратных метров. Эксперты сошлись во мнении, что тандем застройщик – управляющая компания – залог того, что покупатель будет доволен, а возможно, еще раз через какое-то время придет за новой покупкой к тому же застройщику.
Именно поэтому тренд последних лет – создание управляющих компаний застройщиками. Они строят, вводят здания в эксплуатацию и передают их собственной УК. Ожидается, что если «управляшка» будет хорошо выполнять свою работу, то информация об этом распространится из уст в уста, привлекая новых покупателей. Также расчет и на повторные покупки.
«Деятельность УК «ЛЕГЕНДА КОМФОРТ» направлена на сохранение ценностей, которые были приобретены жителями на этапе покупки квартиры: благоустроенный двор, безопасность, продуманное озеленение, функциональность и эстетика пространства», – поделилась Наталья Бугаенко, генеральный директор управляющей компании «ЛЕГЕНДА КОМФОРТ».
Эксперт отмечает, что ключевым элементом этой стратегии является сбалансированная тарифная политика. Как показывает рыночная практика, величина тарифов связана с ценой жилья: чем выше средняя стоимость дома, тем больше средств потребуется на его содержание в дальнейшем.
«Это связано с более высокими сервисными требованиями, более дорогими материалами для ухода, более высоким качеством персонала и так далее», – заявила Наталья Бугаенко.
«Бизнес УК может приносить прибыль, но не за счет тарифа (в УК «Лидер» он составляет от 30 до 70 рублей), а от оказания дополнительных платных услуг. Группа УК «Лидер» не участвует в управлении домами, построенными не ГК «Лидер Групп», при этом мы активно сотрудничаем с альтернативными эксплуатирующими организациями, например, с УК «Сервис-Недвижимость», которая обрабатывает аварийные заявки», – поделился Дмитрий Чмель, исполнительный директор группы управляющих компаний «Лидер».
Эксперт также указывает, что заработать на управлении домом или комплексом – не первая цель, сохранить имидж застройщика не менее важно. С ним согласны и другие игроки на рынке УК.
«Каждый крупный застройщик надеется, что его проект спустя многие годы будет так же хорош, как и после сдачи в эксплуатацию. Хороший дом можно «убить» отсутствием обслуживания за очень короткий срок – я это знаю не понаслышке. В прошлом году нашу УК в управление выбрали жители нескольких домов, которым нет и семи лет. Мы восстанавливаем там все – от инженерных коммуникаций до лифтов. Поэтому застройщики, дорожащие своей репутацией, создают свои УК либо приглашают к сотрудничеству тех, кто уже заслужил определенное имя на этом рынке», – высказался Евгений Перминов, генеральный директор ГК «КВС – Сервис». Он считает, что «свои» управляющие компании – это не временная мода, а уже ставшая привычной реальность.
На первый план
Когда-то качественное обслуживание домом было не первым фактором при выборе и покупке квартиры. Сейчас этот параметр поднялся в рейтинге.
«При выборе квартиры сегодня вопрос управления домом для покупателя стал одним из основополагающих», – подытожила свой опыт Валентина Нагиева, исполнительный директор Оргкомитета конкурса «Доверие потребителя» рынка недвижимости Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Когда-то строились «коробки», сейчас важно обеспечить комфорт, доступную среду, цифровизацию процессов оплаты «коммуналки», возможность общаться с коммунальными службами и получать быструю обратную связь. Детские площадки, променады и зоны отдыха под его разные стили – от спорта до медитации – и вовсе норма. Также важны безопасность и доступность дополнительных услуг, таких как уборка в квартире за дополнительную плату или ремонт бытовой техники.
«Сегодня мы оказываем основные и дополнительные услуги, которые помогают жителям не тратить личные силы и время на решение бытовых вопросов, ведь всегда можно вызвать специалистов, которые помогут отремонтировать розетку или установить новую сантехнику. Еще одна крайне полезная услуга – Единый центр документов. Здесь можно получить необходимые справки и паспорт. Все эти услуги наши жители могут заказать через мобильное приложение», – поделился опытом Николай Крысько, заместитель генерального директора управляющей компании «Эксплуатация ГС-СПб».
Апарт-отели
Обслуживание апарт-отелей имеет свою специфику по сравнению с управлением многоквартирным домом. Стоимость услуг здесь может быть выше, но это оправдано, поскольку высокий гостиничный стандарт требует от управляющей компании работать круглосуточно.
«Если кран или что-то еще сломалось в 12 ночи, то мастер оперативно придет и все починит. Техник на объекте находится круглосуточно. У нас не может быть графика уборки лестничной площадки, например, утром и вечером, у нас должна поддерживаться чистота круглосуточно. Ведь не стоит забывать, что часть наших жителей – это рантье, сдающие апартаменты в аренду, в том числе краткосрочную. Некоторые делают это самостоятельно, некоторые через нас», – поделилась с коллегами Екатерина Запорожченко, коммерческий директор ГК Docklands development. Она также отметила, что такая стратегия позволяет застройщику увеличить повторные продажи на 10%.
Выбор жильцов
Во многих новых жилых комплексах внедряется система раздельного сбора мусора. Разноцветные мусорные контейнеры стали обычным явлением во дворах Санкт-Петербурга.
«Население голосует. Они делают это добровольно. Поэтому проблем потом с соблюдением правил не возникает», – рассказала Наталья Шахова, начальник договорного отдела с исполнителями коммунальных услуг. Региональный оператор по обращению с ТКО – АО «Невский экологический оператор».
Перед тем как жильцы принимают решение о внедрении какой-либо системы, управляющая компания проводит активную работу по обсуждению этого вопроса. Руководители единодушны в том, что общение с жильцами необходимо по всем возникающим вопросам. В таком случае активно используются мессенджеры и социальные сети, не исключая при этом возможности для более консервативных жильцов использовать традиционные телефонные звонки.
Дом – не только квартира, но и пространство вокруг
Петербургские девелоперы согласны с тем, что для новоселов домом становится не только квартира, но и все пространство вокруг, и эту тенденцию отмечают специалисты из смежных отраслей.
«Иногда заходишь во двор, в дом и видишь каждодневную работу управляющей компании. Люди здороваются друг с другом, соседи все друг друга знают, общаются. Каждый понимает, что и за пределами квартиры – его дом, и он не будет здесь что-то ломать или пачкать. Чувствуется, что УК не пытается урвать побольше, что она вкладывается в дом», – поделился Денис Сорокин, учредитель и руководитель ООО «Ленремонт».
По словам эксперта, ему нравится работать с управляющими компаниями и товариществами собственников жилья, которые придерживаются такого подхода к управлению домами. Для удобства они часто заключают договоры с ремонтными компаниями, так что жильцам не приходится самостоятельно искать специалистов для каждого случая. Например, компания «Ленремонт» предоставляет гарантию на свои услуги в течение трех лет, что превышает средний показатель по рынку, включая новую технику. Использование одних и тех же мастеров также является гарантией добросовестного подхода к работе. Денис Сорокин отмечает, что его компания не является посредником или агрегатором.
Более того, представители управляющих компаний отметили, что при добросовестной работе в домах с высоким уровнем обслуживания не возникает проблем со сбором коммунальных платежей. Эксперты называют уровень платежей выше 97%.