В России почти на треть выросло производство лифтов. На фоне ухода ряда западных брендов и сокращения импорта эти данные внушают оптимизм.
Однако достаточно ли таких темпов, чтобы покрыть внутреннюю потребность в подъемниках? К тому же полмиллиона тех, что отслужили свое, к следующему году необходимо заменить.
По данным Щербинского лифтостроительного завода (ЩЛЗ, входит в группу «Дом.РФ»), в России с января по сентябрь 2023 года было выпущено 26 975 кабин, что на 28% больше, чем за аналогичный период 2022 года (19 422 кабины).
Сейчас на продукцию отечественного производства приходится более чем 80% объема лифтового рынка (более чем 70% было до 2022 года). За последнюю пару лет нашу страну покинули некоторые иностранные компании. Импорт подъемников в 2023 году, по сведениям комиссии по вопросам лифтового хозяйства общественного совета при Минстрое, составил 15 186 штук (в 2022 году — 13 274 штуки). Из Европы поставки хоть и сократились, но они выросли из Белоруссии и других дружественных государств.
По мнению некоторых игроков рынка, российская лифтовая отрасль, несмотря на все сложности, сегодня чувствует себя если не хорошо, то довольно неплохо. Мол, российские производства обеспечены заказами на долгое время. Однако есть оговорка: наши заводы недозагружены, их потенциальная мощность — 75 тысяч лифтов в год. Эта цифра, говорит генеральный директор компании «Могилёвлифт» Анатолий Черников, не внушает доверия.
Даже если все заводы, располагающиеся на территории РФ, соберутся вместе, 75 тысяч лифтов они не выпустят. Не у всех хватит производственных мощностей, — считает эксперт. — Достаточно взглянуть на данные комитета по аналитике и статистике Национального Лифтового Союза. Так, ЩЛЗ в 2010 году поставил на учет 10 100 лифтов, а в 2021 — уже 9 100. Допустим, причиной тому была конкуренция с иностранными производителями. Сейчас доля отечественного оборудования однозначно выше. Но смотрим дальше. Могилёвский завод в 2017 году зарегистрировал 7 200 лифтов, а в 2021 — 5 700. Производственное объединение ЛНМ в 2021 году выпустило и зарегистрировало 2 445 лифтов, а ООО «МЛМ Невский лифт» в том же году — 523 лифта. Последние три цифры в сумме соответствуют мощностям одного Могилёвского завода.
Ежегодная потребность России в подъемниках, по данным представителей ЩЛЗ, — 45 –60 тысяч единиц. Отмечается, что это соответствует текущим темпам строительства и ежегодным нуждам регионов по программам замены лифтового парка. Но поскольку отечественные заводы производят несколько меньше, чем могли бы, для своевременного обновления кабин потребуется помощь в виде софинансирования из федерального бюджета, полагают в комиссии по вопросам лифтового хозяйства общественного совета при Минстрое. Напомним, согласно техрегламенту Таможенного союза, до 15 февраля 2025 года в России необходимо заменить лифты, у которых истек срок эксплуатации (25 лет), то есть 550 тысяч штук.
Работать, конечно, еще есть над чем. Тем не менее игроки рынка в будущее смотрят с оптимизмом. Ведь данные ЩЛЗ говорят в том числе о том, что РФ удалось вернуть производство лифтов к докризисным показателям (в первом полугодии 2022 выпуск подъемников упал на 41% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, по данным Росстата). Да и текущих цифр, чтобы дать окончательную оценку, недостаточно: данные ЩЛЗ за весь 2023 год будут известны только в конце марта 2024.