Расширение парков СИМ кикшеринговыми сервисами в Петербурге оборачивается ростом спроса на частные электросамокаты. Но на пользователей последних не распространяются жесткие правила катаний.
По данным Ассоциации операторов микромобильности, в РФ численность частных электросамокатов составляет 500-800 тысяч. При этом не все СИМ вошли в статистику из-за покупок через маркетплейсы и по объявлениям.
Если посмотреть на количество ДТП с участием СИМ, то в прошлом году из них 47% произошло с участием частных СИМ. Директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман обратила внимание, что у частных СИМ нет встроенного скоростного ограничения. Например, в Петербурге максимальная скорость прокатных СИМ составляет 20 км/ч. При этом в некоторых зонах разрешена скорость лишь в виде 10 км/ч и 15 км/ч (в соответствии с установленными правилами). Что касается частных СИМ, то у них нет таких ограничений.
Идентифицировать нарушителя на частном СИМ крайне тяжело. Частные электросамовары не оборудованы специальными номерами, по которым можно отследить конечного владельца.
Эксперты считают, что частные СИМ нужно контролировать так же, как и прокатные. В Петербурге кикшеринговые компании каждый год взаимодействуют с городским комитетом по транспорту по этому поводу. Так, устанавливаются ограничения скорости, запреты на езду в некоторых местах. Эти меры повышают безопасность на дорогах.
По мнению эксперта рабочей группы по законодательству в сфере безопасности дорожного движения при правительстве РФ Дмитрия Попова, необходима регистрация частных СИМ. Сейчас разрабатывается законопроект о регистрации всех электросамокатов без исключения.
10 июля 2024 года депутаты Госдумы рассмотрели инициативу о повышенных штрафах для самокатчиков. В нее входит момент с передачей контрольных полномочий органам исполнительной власти на местах. Как подчеркнул Попов, обязательная регистрация СИМ и передача местной власти права штрафовать виновников ДТП будут способствовать восстановлению порядка в этой сфере.