Цифровизация в области логистики в России стремительно набирает обороты и по многим показателям опережает другие сектора экономики.
Власти рассматривают новые технологии как ключевой фактор для решения существующих логистических проблем и активно вкладывают средства в соответствующие проекты и инициативы. Однако многие логисты, особенно в более традиционных организациях, энтузиазма государства не разделяют. «Консерваторы» с опаской относятся к изменениям, боясь, что автоматизация может привести к их увольнению.
Как цифровизация меняет работу логистов — в нашем материале.
Логистика исторически считается консервативной отраслью. Многие руководители предпочитают придерживаться традиционных методов работы. Это приводит к тому, что информация о процессах остается закрытой, затрудняется взаимодействие с подрядчиками и клиентами.
Среди логистов распространены страхи, что их заменят цифровые технологии и искусственный интеллект. Исследования, проведенные «Сколково» и Агентством стратегических инициатив, указывают на 57 профессий, которые могут исчезнуть к 2030 году, включая логистов. Однако многие эксперты уверены, что такие выводы являются преждевременными и вместо исчезновения профессий произойдет их эволюция.
Технологии VS логисты: почему преимущество на стороне человека
В логистике человеческий интеллект по-прежнему остается важнейшим активом благодаря своей гибкости и способности адаптироваться к меняющимся условиям.
Некоторые исследователи предполагают, что ИИ возьмет на себя рутинные задачи, позволяя логистам сосредоточиться на более сложных аспектах, таких как работа с клиентами. Например, современные системы могут автоматически составлять графики поставок, но только человек способен учесть нюансы и оптимизировать маршруты, что в конечном итоге приводит к значительной экономии для компании.
Таким образом, необходимость в логистах не исчезнет, а скорее изменится их роль — они станут более ценными специалистами, работающими в тандеме с цифровыми инструментами.
Интересную статистику приводит платформа «Яндекс Магистрали»: 70% российских компаний сегодня заинтересованы в технологичных решениях для оцифровки логистики. И лишь 15% — пока не готовы их внедрять. При этом 40% руководителей отмечают, что боятся негативной реакции сотрудников на нововведения. По словам Александра Гаврилова, директора по развитию продукта «Яндекс Магистрали», с каждым годом ситуация становится лучше благодаря повышению уровня информирования аудитории о возможностях отечественных технологий и их практической ценности для бизнеса.
Как цифровизация трансформирует логистику
Внедрение цифровых решений способствует повышению эффективности и уровня контроля логистических процессов.
Так, системы управления складами (WMS) и транспортные системы (TMS) помогают лучше контролировать перемещение товаров и сокращать время доставки, а анализ данных с помощью нейросетей позволяет более точно прогнозировать спрос и управлять запасами. Электронный документооборот ускоряет процесс оформления и подписания документов.
Роль государства в цифровой трансформации логистики
Государственные инициативы играют важную роль в цифровизации логистической отрасли. Среди них можно отметить несколько ключевых. Это:
● Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа (НЦТЛП), которая направлена на унификацию документооборота и мониторинг грузопотоков.
● Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), оптимизирующая обработку документации.
● Система контроля международных автомобильных перевозок и экосистема цифровых транспортных коридоров ЕАЭС, которые направлены на улучшение логистических процессов и безопасность перевозок.
Таким образом, цифровизация в сфере логистики в России находится на достаточно высоком уровне и работники не должны бояться изменений. Препятствуя модернизации, они мешают компании развиваться. Технологии не заменят специалистов, а лишь изменят их роль, позволяя сосредоточиться на более сложных задачах. Взаимодействие человеческого и искусственного интеллекта станет основой для дальнейшего развития логистической отрасли.