За последние два года число резидентов отечественных САР, аналогов иностранных офшоров, утроилось.
За последние два года число резидентов отечественных САР, аналогов иностранных офшоров, утроилось. Суммарное число компаний, прошедших редомициляцию, приближается к 500. Однако не все петербургские совладельцы стратегических активов используют САР для защиты своих предприятий.
Большинство крупных холдингов из Петербурга проходят процедуру редомициляции из кипрских и других офшорных юрисдикций в специальный административный район в Калининградской области. Альтернатива — переехать в Приморский край, на остров Русский — там расположен второй российский САР. Как обращают внимание эксперты, опрошенные редакцией Abn.Agency, с точки зрения условий переезда разницы между зонами нет. Выбор места регистрации зависит исключительно от предпочтений самой компании, которая проводит процедуру переезда из Европы. Более того, с точки зрения приватности капитала для самой компании и ее бенефициаров не меняется ничего. Привлекательными САР делают и широкие налоговые льготы.
Процедуру редомициляции в САР прошли крупнейшие игроки петербургского рынка: «Силовые Машины», холдинг VK. Есть среди резидентов и не менее заметный бизнес, к примеру, застройщик «Эталон» в настоящий момент проходит необходимые процедуры для перерегистрации с Кипра в Россию.
Однако крупнейший стивидор Большого порта Санкт-Петербург — «Петербургский нефтяной терминал» — пока не может завершить процесс перевода всего капитала в Россию. Семья Елены и Сергея Васильевых давно отказалась от использования офшоров, следуя рекомендации президента России о деофшоризации бизнеса. Однако 50% акций АО «ПНТ» по-прежнему принадлежат кипрской компании Tujunga, бенефициарами которой, предположительно, являются граждане Германии Михаил, Евгений и Полина Скигины.
Редакции Abn.Agency в пресс-службе Петербургского нефтяного терминала пояснили, что офшор Tujunga не предпринимает никаких действий по защите компании от вмешательства недружественных государств в работу компании. Хотя российские холдинги в ЕС давно сталкиваются с необходимостью продавать свои активы за бесценок или вовсе с незаконным изъятием предприятий. Поэтому в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области в настоящий момент рассматривается иск об исключении Tujunga из состава акционеров АО «ПНТ».
Данное судебное разбирательство преследует цель защиты законных интересов АО «ПНТ» от иностранного влияния и возможных рисков санкционного давления. Бенефициары Tujunga не предприняли попыток проведения редомициляции. Руководство АО «ПНТ» с 2022 года неизвестна структура владения кипрской компании Tujunga Enterprises Limited и стоящих за ней холдингов, что создает угрозу нормальной деятельности общества, — сообщили в пресс-службе АО «ПНТ».
Юристы, специализирующиеся на редомициляции, при этом подчеркивают: российское правительство создало в САР максимально привлекательные условия. Иностранные власти, как правило, уважают решение предпринимателей вернуться на родину. Но в некоторых случаях могут создавать искусственные сложности, которые разрешаются в судебном порядке. Руководитель Департамента международных проектов Falcon LLC, автор научных работ по изменению личного закона юридических лиц и редомициляции Ксения Шварц указывает, что исключение из реестра юрлиц за границей может стать самым проблемным вопросом в процессе возвращения капитала в Россию.
Но в то же время, по словам эксперта, российская сторона, в частности Минэкономразвития, учитывает подобные нюансы. Например, министерство позволило компаниям продлевать срок исключения из иностранных реестров. То есть переехать в САР компания может еще до разрешения всех сложностей за границей.
Из очевидных плюсов статуса резидента в САР — конфиденциальность владения и управления, регулирование деятельности компании по нормам иностранного права. Более того, в отношении резидентов САР действует амнистия капитала.
То есть компания не будет привлекаться к ответственности по налоговым нарушениям за период работы в офшорах, кроме того, действует и мораторий на проверки в первые два года после получения статуса резидента.