Меню
Деловой квартал — Санкт-Петербург

Эксперты не видят смысла в инициативе петербургских депутатов о сдерживании цен

Эксперты не уверены в целесообразности обязания магазинов на ценниках сообщать размер наценки на продукцию.

Эксперты не видят смысла в инициативе петербургских депутатов о сдерживании цен
Иллюстрация: Baltphoto / Виктория Ламзина

В ЗакСе Санкт-Петербурга накануне обсуждали инициативу местных парламентариев внести поправку в федеральный закон о госрегулировании торговой деятельности. Согласно проекту, предлагается ритейлерам вменить в обязанность информировать покупателя о размере наценки на товары.

Выступил автором данной инициативы Андрей Рябоконь из «Единой России». Руководствовался он, как следует из пояснительной записки и его комментариев, желанием способствовать исключению случаев спекулятивного роста цен, ускорению реакции надзорных органов, снижению социального напряжения в обществе в случаях объективного роста цен на соцзначимые товары.

Предлагается обязать раскрывать наценку на такие позиции, как мясо, куру, мороженую рыбу, подсолнечное масло, молоко, яйца, сахар-песок, соль, черный чай, пшеничную муку, хлеб, крупы, вермишель, картофель, капусту, лук, морковь, яблоки.

Как часто происходит, реакции последовали разнообразные. Многие депутаты в ходе обсуждения в стенах ЗакСа вспомнили различные исторические примеры ограничения цен, которые не способствовали популярности политиков, а, наоборот, привнесли негативный фон или даже ситуацию дефицита того или иного продукта на рынке.

В разговоре с «Деловым кварталом — Санкт-Петербург» независимый эксперт по ритейлу, консультант поставщиков торговых сетей Михаил Лачугин также не смог назвать предложенную меру удачным решением. Он полагает, что любой контроль за ценами, любые попытки государства вмешиваться в рыночное ценообразование — это неправильно изначально.

«На отдельные позиции в социально значимых категориях сети держат и так наценки очень низкие или торгуют в ноль или даже в минус. Это нормальная практика для бизнеса… Прежде всего они делают это потому, что определенная часть аудитории, которая очень чувствительна к ценам и которая ходит в их магазины, если не увидит там каких-то ультрадешевых позиций, то эти люди уйдут в другие магазины. Соответственно, сети потеряют трафик. Им нет никакого резона завышать цены. В каждой из социальных категорий есть позиции с низкими наценками», — пояснил эксперт особенность работы крупных ритейлеров.

В то же время раскрытие размера наценки на лишь часть товаров (как следует из описания инициативы) также может быть неодобрительно встречено покупателями, которых интересуют любые наценки, в том числе на товары подороже. Неодинаковый подход к сообщению информации может в свою очередь, таким образом, вызвать недовольство в обществе.

Лачугин добавил, что депутаты, вероятно, не предусмотрели при внесении инициативы невозможности магазинов функционировать без наценок вовсе:

«Если мы говорим о том, чтобы все позиции в социальных категориях сделать с низкими наценками, тогда бизнес перестанет быть рентабельным и магазины закроются», — сообщил он изданию.

Следует отметить, что в первом чтении депутаты Петербурга документ утвердили почти единогласно.