Меню

Новые форматы цифрового обучения: как привлечь и удержать молодежь в интернете

На Молодежном дне ПМЭФ в кафе 360 Авито эксперты из обсудили подходы к обучению цифровой грамотности. В центре внимания — вовлечение молодежи, развитие цифровой гигиены.

Иллюстрация: Фото предоставлено пресс-службой Авито

На Молодежном дне Петербургского международного экономического форума в кафе 360 Авито прошла дискуссия «Привлечь, удержать, обучить. Новые форматы обучения цифровой грамотности». Обсуждение, модерируемое резидентом «Инсайт Люди» и стендап-комиком Женей Искандаровой, собрало представителей Авито, Билайн, анимационной компании «Ярко», Альянса по защите детей в цифровой среде, Движения Первых и других лидеров индустрии. Участники поделились опытом и идеями о том, как развивать цифровую гигиену, вовлекать молодежь и родителей в процесс обучения, а также использовать интерактивные форматы для формирования безопасного поведения в интернете. Дискуссия подчеркнула важность доступных и современных подходов к обучению, которые помогают молодому поколению уверенно и безопасно ориентироваться в цифровом мире.

Риски снижаются через образование

Татьяна Матвеева, начальник Управления Президента РФ по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи, выступила с приветственным словом и подчеркнула, что защита детей в цифровой среде остается острой проблемой, несмотря на широкое освещение этой темы.

По словам Матвеевой, более половины родителей разрешают детям регулярно пользоваться гаджетами уже с 3–6 лет. Однако именно молодежь 18–25 лет, которая проводит больше всего времени в интернете, показала самые низкие результаты в «Цифровом диктанте 2024». Это говорит о пробелах в цифровой грамотности даже среди активных пользователей. Особое внимание Матвеева уделила проблеме доверия между детьми и родителями.

«По данным "Лаборатории Касперского", 17% детей столкнулись с попытками онлайн-знакомства со стороны незнакомых взрослых, но среди родителей о таких случаях со своими детьми знали только 10%. Поэтому в сфере цифровой безопасности очень важны доверительные отношения и диалог с ребенком», — рассказала Матвеева.

Эксперт призвала выстраивать открытый диалог с детьми, чтобы повысить их цифровую безопасность и помочь справляться с рисками в интернете.

Фото предоставлено пресс-службой Авито

По словам директора по доверию и безопасности Авито Натальи Юматовой, за последние пять лет классифайд направил более 15 млрд рублей на развитие антифрод-систем и реализацию образовательных программ. Эти меры уже приносят ощутимые результаты — число обращений, связанных с нарушением безопасности, сократилось в сто раз за четыре года.

«Дети становятся проводниками знаний, они делятся тем, что узнали, с родителями и старшими родственниками», — добавила она.

Трехзвенная модель обучит детей

Директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и молодежный цифровой омбудсмен Дмитрий Гуляев представил в рамках дискуссии инновационный подход к обучению детей и подростков. Он заявил, что наиболее эффективной является трехзвенная модель, в которую входят три ключевых элемента: активное вовлечение молодежи, участие представителей бизнеса и ИТ-компаний, а также формирование стратегического курса со стороны государства.

«Наш проект Международная Школа Интернет-БЕЗопасности молодёжи использует интерактивные методики и создает уникальную систему наставничества: студентов обучают топовые представители технологических компаний и государства, а студенты обучают школьников на равных в рамках специального трека»,  рассказал Гуляев.

Гуляев подчеркнул, что именно такой формат взаимодействия между поколениями и секторами — молодежью, индустрией и государством — способен создать прочный фундамент цифровой безопасности в будущем.

Анимация как путь к цифровой грамотности

Анимация становится все более востребованным инструментом в сфере образования, особенно среди подростков. Об этом заявила генеральный директор анимационной студии «Ярко» Альбина Мухаметзянова, отметив, что визуальный формат помогает донести до молодежи важные темы, связанные с цифровой средой.

«Мы создаем специальные проекты для подростков, где через ролевые модели показываются ситуации из цифровой жизни», — отметила Мухаметзянова.

По ее мнению, анимация позволяет не только удерживать внимание молодежи, но и говорить с ней на одном языке — доступно и эмоционально. Такой подход делает образовательный процесс более вовлекающим и эффективным.

Новые инициативы

Елизавета Белякова, председатель Альянса по защите детей в цифровой среде, подчеркнула важность работы с будущими родителями и педагогами. По её словам, повышение цифровой грамотности начинается ещё до появления ребёнка, а участие взрослых в образовательном процессе критично для формирования безопасных привычек у детей. В качестве одного из шагов Альянс совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России запустил на портале Госуслуг специальный раздел, где родители могут получить информацию о базовых правилах безопасного пользования интернетом детьми.

Фото предоставлено пресс-службой Авито

Артур Орлов, глава организации «Движение Первых», обратил внимание на роль родителей в формировании цифрового поведения детей. Он отметил, что эффективное повышение грамотности возможно только при объединении усилий родителей, педагогов, бизнеса и государства. По мнению Орлова, для этого необходимо создавать специальные образовательные пространства и программы, где дети смогут безопасно развиваться и осваивать цифровые навыки.

«Необходимо объединить усилия родителей, педагогов, бизнеса и государства, создавая специальные пространства и программы, где дети смогут безопасно развиваться и учиться», — считает эксперт.

Алексей Паньшин, руководитель пресс-службы оператора связи «Билайн», добавил, что опасности интернета касаются не только детей, но и взрослых. Несмотря на уверенность в собственной цифровой компетентности, взрослые также подвержены мошенничеству и дезинформации. В связи с этим образовательные инициативы должны охватывать все возрастные группы.

«Мы внедряем игровые и мультимедийные форматы (например, город Scam City в Minecraft, подкасты и мультсериалы со Смешариками) для обучения детей и взрослых правилам цифровой безопасности», — рассказал Паньшин.

Участники мероприятия отметили необходимость постоянного обновления и адаптации образовательных программ, а также активного вовлечения детей в процесс обучения. Особое внимание было уделено открытой коммуникации между поколениями, которая способствует формированию ответственного и осознанного отношения к цифровому пространству.

Кроме того, в ходе встречи анимационная компания «Ярко» и Альянс по защите детей в цифровой среде подписали соглашение о сотрудничестве. Стороны намерены совместно работать над проектами, направленными на повышение уровня цифровой безопасности среди детей и подростков.