Путин поручил проработать финансирование ВСМ за счёт ФНБ на 300 млрд рублей
Правительство и Сбербанк по поручению Путина до 1 октября рассмотрят возможность использования 300 млрд рублей из ФНБ для строительства ВСМ Москва – Санкт-Петербург.
Президент России Владимир Путин поручил правительству совместно со Сбербанком рассмотреть возможность привлечения 300 миллиардов рублей из Фонда национального благосостояния для финансирования высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Ожидается, что эти средства помогут снизить долговую нагрузку на концессионера проекта.
Поручение озвучено по итогам совещания с членами правительства, состоявшегося 2 июля 2025 года. Соответствующий перечень опубликован на официальном сайте Кремля.
Как отмечается в документе, речь идет об использовании ресурсов ФНБ в приоритетном порядке — исключительно на цели строительства. Задействование госфонда призвано минимизировать процентные издержки, что, по сути, означает более выгодные условия финансирования для участников проекта.
Срок исполнения поручения установлен до 1 октября 2025 года. Ответственным за подготовку доклада назначен председатель правительства Михаил Мишустин.
Как ранее отмечал вице-губернатор Петербурга Кирилл Поляков, эффект от магистрали будет комплексным. Высокоскоростная магистраль между Москвой и Петербургом обещает стать не просто масштабным инфраструктурным проектом, а настоящим двигателем экономического роста для страны в целом и северной столицы в частности. Ожидается, что новая ВСЖМ кардинально сократит время в пути для пассажиров, создаст комфортные условия для поездок и станет стимулом для увеличения численности населения в малых городах на трассе.
По прогнозам властей, пассажиропоток между двумя мегаполисами вырастет в четыре раза. Это не только повысит мобильность населения, но и откроет новые логистические возможности. Освободившийся главный ход Октябрьской железной дороги позволит нарастить объемы грузоперевозок — до 74 миллионов тонн в год. Такая динамика укрепит экспортный потенциал и сделает маршруты поставок на внешние рынки эффективнее.
Проект также сулит колоссальные экономические эффекты. До 2060 года суммарный рост ВВП страны, связанный с реализацией ВСЖМ-1, может составить почти 43 триллиона рублей, а налоговые поступления — почти 13 триллионов. Промышленность почувствует заметный толчок: ежегодная потребность в строительной технике превысит 12 тысяч единиц, а заказы на 500 миллиардов рублей поддержат работу предприятий, на которых заняты более 200 тысяч человек.
Санкт-Петербург, как ключевая точка проекта, получит особые преимущества. Прирост внутреннего регионального продукта города за период стройки и первые 20 лет эксплуатации магистрали может превысить 2 триллиона рублей. Бюджетные доходы за это время вырастут более чем на 250 миллиардов.