Меню

Новый закон о наливайках меняет рынок: эксперты предсказывают рост аренды

Дмитрий Терентьев отмечает, что новые требования к залам и инфраструктуре заведений поднимут спрос на большие площади и увеличат стоимость аренды.

Иллюстрация: abn.agency

1 сентября в Петербурге вступил в силу долгожданный закон, который СМИ уже успели окрестить «законом о наливайках». Новые правила регулируют продажу алкоголя в многоквартирных домах и вводят строгие требования к питейным заведениям. Теперь для работы с алкоголем зал должен быть не меньше 50 квадратных метров, а также обязательны отдельный вход, кухня и туалеты. Те заведения, которые соответствуют требованиям, будут включены в специальный реестр, формирование которого уже началось.

Первым заведением в Петербурге, которое попало в официальный реестр ресторанов, стал ресторан «Марчеллис» на улице Восстания, 15, лит. А. Об этом сообщил депутат Заксобрания Северной столицы от партии «Единая Россия» Денис Четырбок. Статус в реестре позволяет «Марчеллис» продавать алкоголь с 22:00 до 11:00, несмотря на то что он находится в многоквартирном доме.

Согласно новому закону, продавать спиртное ночью могут только заведения, которые прошли официальную проверку, соответствуют минимальной площади зала и включены в реестр ресторанов.

Управляющий партнер юридической фирмы «Алкогольное право» и эксперт Московского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Дмитрий Терентьев считает, что нововведения сразу скажутся на рынке коммерческой недвижимости.

«Для ресторанов, которые хотят работать с алкоголем круглосуточно, важны большие площади. Нужны зал для посетителей более 50 кв. м, кухня, отдельные туалеты для сотрудников и гостей, а по межгосударственному ГОСТу 30389-2013 — еще ряд помещений. Конкуренция за такие площади вырастет, а вместе с ней и стоимость аренды», — отметил он.

Терентьев также подчеркнул, что пока сложно прогнозировать, как изменится число рестораторов и профиль бизнеса.

«Выручка от продажи алкоголя всегда была высокой, но последнее время законодательство «штормит» сильно: каждый регион усложняет правила по-своему, без учета реальной работы бизнеса. Большинство предпринимателей пока существует в режиме реагирования, а не стратегического планирования», — сказал эксперт.

По его словам, формат небольших алкомаркетов, работающих как бары, изначально был обходом закона, и последствия теперь очевидны. «Сколько таких точек — никто точно не знает, часть, скорее всего, сохранится по ряду причин». Среди тенденций Терентьев отметил движение рестораторов в сторону фуд-моллов — нежилых зданий с множеством концепций и кухонь под одной крышей.