Меню

Генеральный директор РЕСТЭК: 35 лет уникальных проектов и доверия партнеров

Для команды выставочного объединения РЕСТЭК 35 лет — не просто круглая дата в календаре, это путь, полный вызовов, открытий и побед».

Иллюстрация: Фото предоставлено пресс-службой компании «РЕСТЭК»

Когда организатор таких известных мероприятий, как IPhEB, Петербургская техническая ярмарка, RAO/CIS Offshore и OMR, Православная Русь, ТранспортФест, Петербургский международный лесопромышленный форум и Биотопливный конгресс, начинал свое восхождение на вершину, событийный бизнес в России только зарождался. Не было готовых шаблонов, нормативной базы, устоявшихся правил.

К юбилею одной из первых независимых выставочных компаний России мы поговорили с генеральным директором РЕСТЭК Дмитрием Анатольевичем Никитиным о том, как создавалась отрасль, как команда прошла через самые сложные кризисы и почему живое общение невозможно заменить ничем.

— Дмитрий Анатольевич, 35 лет — солидный юбилей. Можете в нескольких фразах описать путь компании и что он значит лично для вас?

— Для нас это, с одной стороны, круглая дата, а с другой — очень насыщенный путь. За эти 35 лет были важные этапы становления: когда-то мы являлись одной из крупнейших выставочных компаний России, входили в пятерку. Но для нас работа в конгрессно-выставочной индустрии, в общем, стиль жизни. Это путь, по-настоящему тернистый и интересный. Мы с гордостью и благодарностью оглядываемся в прошлое и черпаем в этом опыте силы двигаться дальше.

Истоки и путь: Как создать отрасль с нуля, когда никто ничего не знает

— Давайте вернемся в начало. 1990-й год, страна становится совсем другой. Как вообще возникла идея создать коммерческую выставочную компанию?

— Мы стали одной из первых в России коммерческих выставочных компаний. Основатель компании Сергей Николаевич Трофимов, выходец из государственной структуры — отдела выставок «ЛЕНЭКСПО». Когда в 90-м году разрешили частный бизнес, началась перестройка и либерализация, он почувствовал потенциал отрасли и создал компанию буквально с нуля, начав проводить выставки на коммерческих условиях.

Фото предоставлено пресс-службой компании «РЕСТЭК»

— Как проходили первые проекты?

— Самый первый проект — выставка оргтехники, компьютерных систем и программных решений. Решение приняли в конце октября, в ноябре зарегистрировали компанию, а в феврале уже провели выставку. Она прошла в «Ленэкспо» и оказалась очень успешной.

На старте компания развивалась очень стремительно: за первый год провели одну выставку, а за второй — уже три. Спустя десятилетие мы делали до 80 проектов ежегодно.

Фото предоставлено пресс-службой компании «РЕСТЭК»

— Что было главной сложностью тогда, когда никаких правил игры еще не существовало?

— Основная сложность — то, что никто ничего не знал. Никакой нормативной базы не было. В советское время все было просто: спускался норматив из министерства, и компания ехала на выставку. А здесь — коммерческое мероприятие на совсем других условиях. Есть интерес экспонента — будет мероприятие. Нет интереса — ничего не будет. Весь этот рынок, этот интерес мы создавали вручную: формировали базы, обзванивали, договаривались.

РЕСТЭК сформулировал для себя ключевую философию, которую я до сих пор транслирую команде: «Мы не продаем метры. Мы продаем поток целевых контактов». Экспоненту обеспечивается качественная целевая аудитория в одном месте. А все остальное — уже приложение.

Испытание 2016-м и опора в лице команды

— Компания прошла через несколько серьезных кризисов. Какой из них был самым тяжелым лично для вас?

— Самый тяжелый для меня — это 2016 год. Произошла смена корпоративного управления после скоропостижной кончины основателя и президента компании Сергея Николаевича Трофимова. Все было ориентировано и замкнуто на нем, он был лицом компании. Когда это произошло, никто не знал, что делать, кто-то уходил, кто-то пытался «в мутной воде рыбку половить».

Группа компаний прекратила свое существование, но все наработки остались, и руководство РЕСТЭК все-таки приняло решение сохранить компанию. Переговоры длились очень долго, сильно поменялась цепочка собственников.

Соответственно, требования в компании тоже менялись. Одно дело, когда работаешь в группе и знаешь, что у тебя вот здесь — застройщик, здесь — кейтеринг, здесь — одно, а здесь — второе. Совсем другое дело, когда находишься на рынке, и неожиданно тебя взяли “за шкирку” и отпустили. Ранее в компании работало 130 человек, а осталось 50, но костяк команды остался.

— А что было главной опорой в те моменты?

— В первую очередь — команда. Это не просто профессионалы, это сплоченный организм, который действует слаженно даже без лишних слов. Я всегда привожу простой пример: идешь мимо по выставке, стоит бумажный стаканчик. Я уверен, что любой наш сотрудник, проходя мимо, возьмет и выкинет его, чтобы не портил вид. Или баннер провис — все обязательно остановятся, чтобы поправить или сообщить тем, кто за это отвечает. Вот эта взаимовыручка и понимание — самое главное.

Кроме того, нас всегда выручала диверсификация. Мы работаем в 6 тематических направлениях, и когда одно проседает, другое растет. Это позволяет перекрывать убытки.

Эволюция и инновации: От запроса экспонентов до цифрового прорыва

— РЕСТЭК часто был новатором. Как вы понимали, что рынок готов к чему-то новому, например, к коммерческим конгрессам?

— Первое — это общение с экспонентами. В разговорах с ними всегда возникают какие-то вопросы, проблемы, и мы стараемся предложить решение. Иногда из одного такого запроса вырастает что-то новое, что потом мы масштабируем на всех.

Коммерческие конгрессы мы тоже начали проводить одними из первых в стране. Это был ответ на запрос рынка: не все экспоненты могут позволить себе стенд, но им важно живое общение, новые знания и продвижение своей компании.

Мы развиваем и смешанный формат мероприятий. К таким, например, можно отнести нашу конференцию и выставку RAO/CIS Offshore, посвященную освоению ресурсов нефти и газа Российской Арктики и континентального шельфа.

Среди других нововведений — РЕСТЭК стоял у истоков православного выставочного движения. Выставку «Православная Русь» мы ведём с 1995 года и продолжаем проводить четыре раза в год в Петербурге.

Фото предоставлено пресс-службой компании «РЕСТЭК»

— Можете вспомнить самый необычный проект за эти годы?

— Для меня лично самое необычное мероприятие — это экспозиция регионов в Олимпийском и Паралимпийском играх в Сочи в 2014 году. 6 ноября 2013 мне позвонил руководитель компании Сергей Николаевич Трофимов и сказал, что его пригласил к участию губернатор (Полтавченко - Прим.ред.), а в начале февраля экспозиция должна была быть открыта. Нужно было договориться со всеми регионами, организовать все в сжатые сроки. Команда буквально жила на площадке. Это был колоссальный и бесценный опыт. Идея продемонстрировать туристический потенциал России в одном месте во время Олимпиады была грандиозной.

Фото предоставлено пресс-службой компании «РЕСТЭК»

Мы отвечали за Северо-Западный федеральный округ и успешно справились со своими задачами — по сути, благодаря команде, которая буквально жила на площадке. Тогда мы жили на пароме в двухместных каютах.

В семь утра уже нужно было быть на площадке. А для того чтобы доехать в Олимпийский парк из Сочи, надо было потратить часа два. Справились: сделали график, по которому кто-то раньше приходил, кто-то позже. Когда сотруднику давали выходной день, появлялась возможность, наконец, выспаться.

Но это было самое необычное мероприятие, потому что каждый день происходило что-то новое. Программа была очень разнообразной. С нами были ребята из Ленинградского областного колледжа культуры, которые ежедневно, два раза в день, давали представление про Ленинградскую область. У них появилась своя публика, которая приходила на выступления. Там было очень много людей, не только со всей России, но и со всего мира.

Не менее необычным проектом является Транспортный Фестиваль, который мы организуем совместно с СПб ГУП «Пассажиравтотранс». Он значительно выделяется в нашем портфеле проектов, так как является массовым событием с развлекательным уклоном. Наша команда организует масштабное городское мероприятие, где выставка инноватики, транспорта прошлого и транспорта будущего, а также деловая программа для специалистов тесно переплетены с развлекательной программой для петербуржцев и гостей города.

Фото предоставлено пресс-службой компании «РЕСТЭК»

— А в цифровизации вы тоже были новаторами?

— Да, мы одними из первых запустили общение с экспонентами через мобильное приложение и Telegram-бот, первыми ушли от бумажных документов к электронному документообороту. Сначала приходилось уговаривать: «Ребята, давайте через ЭДО!», а сейчас все говорят: «Как удобно!». Фактически мы создали эту цифровую часть выставочного процесса.

Люди и партнерство: Честность и удаленка как новая реальность

— Вы упомянули о роли команды. В чем ваш личный подход к руководству, который позволяет людям оставаться с вами годами?

— Если я дал слово, я его сдержу. Если обещал — это будет сделано. Во-первых, мы относимся к людям как к людям, а не к «офисной массе». Во-вторых, кризис 2020 года нас многому научил. Я не требую присутствия в офисе с 9 до 18. Если человек может работать удалённо и эффективно — пусть работает так. Я доверяю сотрудникам полностью. Главное — результат, а не отсиженные в кресле часы.

— Почему партнеры и экспоненты доверяют РЕСТЭК даже в самые сложные времена, как это было в пандемию или в 2022 году?

— Честность и открытость. Мы не судились с экспонентами в пандемию, а договаривались: либо возвращали деньги, либо переносили участие. Многие партнеры пошли нам навстречу, так же как и мы — им. В 2022 году, когда с фармацевтической выставки IPhEB ушло 80% иностранных экспонентов, мы не свернули проект, а переориентировались на российский рынок и страны Востока. Сейчас это 60-65% российских участников и 40-45% — из Китая, Индии, Сингапура, в сторону которых вообще развивается международное сотрудничество. Мы продолжаем диалог со всеми, сохраняя репутацию надежного партнера.

— А как вообще пережили пандемию?

— Неожиданно для меня 10 марта 2020 года меня назначили генеральным директором компании. А 13 марта вышло распоряжение о приостановлении всех конгрессно‑выставочных проектов. За 2 недели мы создали систему удалённой работы: корпоративную связь, доступ к CRM, серверам, почте. Осенью 2020‑го провели первое мероприятие после смягчения ковидных ограничений — Петербургскую техническую ярмарку. Люди хотели живого общения — онлайн его не заменит.

Смотрим в будущее: Живое общение — навсегда

— Каким вы видите будущее РЕСТЭК и выставочной индустрии в целом?

— Мы убеждены, что живое общение не заменит ничто и никогда. Люди устали от онлайна, есть потребность показать себя и посмотреть на других. Поэтому офлайн мероприятия — это наша основа.

Планирование стало краткосрочным — мы прорабатываем детально лишь ближайшие полгода. Но, несмотря на это, я уверен, что компания вернется в десятку лидеров по оборотам и количеству мероприятий. Сейчас при штате в 34 человека мы делаем 24 собственных проекта в год — это прекрасный КПД. Мы будем делать то, что требует рынок. Будет запрос на новые форматы — будем их создавать. Главное — сохранить ядро команды и наши принципы.

Фото предоставлено пресс-службой компании «РЕСТЭК»

— Что за 35 лет создал РЕСТЭК, если свести все к одной фразе?

— Знаете, за 35 лет мы завоевали доверие партнеров. Нам доверяют и нам верят. Наверное, так.

P.S. от редакции: За 35 лет РЕСТЭК создал не просто десятки проектов, а пространство, где люди и компании встречаются, чтобы двигать бизнес и экономику вперед. И это, пожалуй, главное достижение.