Меню

Петербургский суд отклонил иск «Галереи фарфора» к владельцу «Галереи бокалов»

Петербургское разбирательство между «Галереей фарфора» и предпринимателем Романом Куриленко завершилось отказом в иске: суд не нашёл доказательств.

Иллюстрация: pxhere.com

В Петербурге разгорелся очередной спор вокруг прав на уникальные художественные объекты — на этот раз в центре конфликта оказались авторские фотографии и фарфоровые скульптурные композиции. Основательница «Галереи фарфора» Лада Быстрицкая, работающая на рынке с конца 1990-х, попыталась взыскать с предпринимателя Романа Куриленко 1,25 млн рублей. По ее версии, фотографии изделий, созданные для продвижения коллекции на собственном сайте, оказались размещены на ресурсе конкурента без разрешения.

Изначально запрос был куда более внушительным — 5 млн рублей за нарушение исключительных прав на фото и скульптуры плюс полмиллиона морального вреда. Но после длительной паузы в деле — производство приостанавливали до вынесения решения по другому процессу — истец уточнил требования, сократив их почти в четыре раза.

Суд, возобновив разбирательство летом 2025 года, перешел к рассмотрению спора по существу. В ходе заседаний Быстрицкая настаивала, что фотографии бокалов, созданные авторами Гайденковым и Королевым, были переданы ей по договорам дарения и авторского заказа. Именно эти изображения сопровождали онлайн-продажи изделий — стеклянных бокалов со скульптурными элементами внутри.

Проблема в том, что ранее, в параллельном деле суд уже пришел к выводу: доказательств наличия у Быстрицкой исключительных прав на работы указанных фотографов нет. Более того, было установлено, что Куриленко использовал снимки тех же объектов, но выполненные другим автором — Голопасовым. И этот вывод стал ключевым для нового процесса.

Дополнительные вопросы вызвало отсутствие оригиналов договоров, на которые ссылалась истец. Без них, подчеркнул суд, невозможно подтвердить переход прав. Сам фотограф Королев, фигурирующий в споре, требований к Куриленко не предъявлял, а доказательств того, что Быстрицкая вправе защищать интересы третьего лица, также не нашлось.

В итоге суд отказал в удовлетворении требований полностью. На этом фоне особенно контрастно выглядит история, которую Куриленко рассказывает на своем сайте «Галерея бокалов» — предприниматель позиционирует себя как автора уникальной фарфоровой мастерской, созданной еще в 1996 году, и производителя сервизов, якобы разошедшихся по элитным домам Европы и России. Среди упомянутых им работ — «Бородино», «Москва» и «Морской» — якобы отмеченных наградами Союза художников.

Спор вокруг фотографий завершен, но публичная конкуренция двух мастерских, кажется, только набирает обороты.