Петербургские депутаты просят ФАС проверить комиссии агрегаторов такси
В день объявленной забастовки таксистов в Петербурге прошла встреча депутатов и участников рынка: сбоев в работе такси не зафиксировали, но комиссии агрегаторов решили проверить через ФАС.
В день, когда в соцсетях обсуждалась всероссийская забастовка таксистов, 15 декабря, в Петербурге вместо уличных акций прошла встреча участников рынка с депутатами. Постоянная комиссия по транспорту Законодательного собрания города по ее итогам решила обратиться в Федеральную антимонопольную службу с просьбой проверить тарифную политику агрегаторов и структуру комиссий, взимаемых с водителей. Об этом сообщает РБК Петербург.
Факт проведения забастовки в городе участники отрасли не подтвердили. По их словам, работа такси в этот день шла в штатном режиме, без заметных сбоев. Председатель комиссии Алексей Цивилев отметил, что агрегаторов приглашали на заседание, однако они отказались участвовать из-за присутствия журналистов, а сама забастовка, по его оценке, до Петербурга «практически не дошла».
По данным, озвученным на встрече, в городе зарегистрировано около 70 тыс. автомобилей такси, работает более 5,4 тыс. перевозчиков и 16 агрегаторов, а услугами такси еженедельно пользуются свыше 4,5 млн петербуржцев. Цивилев подчеркнул, что рынок оказался в сложной точке: пассажиры считают цены завышенными, водители — что недополучают доход, а таксопарки недовольны налоговой нагрузкой по сравнению с самозанятыми.
Представители таксопарков и отдельных агрегаторов заявили, что не поддерживают забастовку и выступают за решение проблем через переговоры. Представитель Общественного совета по развитию такси в Петербурге и Ленобласти и директор по развитию ГК «Петербургское такси 068» Андрей Белов сообщил, что организаторов акции выявить не удалось, а цены и время подачи машин в день предполагаемого протеста не изменились. По его данным, около 20 руководителей таксомоторных компаний также подтвердили, что не участвуют в акции.
При этом участники встречи согласились, что ключевая претензия водителей — высокие комиссии агрегаторов — остается актуальной. По оценке Юлии Виноградской, совокупная комиссия в Петербурге может достигать 47% стоимости поездки, включая обязательную базовую комиссию и плату за дополнительные сервисы. С учетом расходов на топливо, аренду автомобиля и налоги это существенно снижает доходы водителей, особенно на фоне минимальной стоимости поездки в 137 рублей без повышающих коэффициентов.
Отдельно депутаты обсудили риски, связанные с законом о локализации такси, который вступит в силу с 1 марта 2026 года. По мнению представителей профсоюза «Новый труд», для самозанятых, доля которых в отрасли превышает 70%, новые требования могут оказаться экономически невыгодными и привести к уходу части рынка в тень.
В результате депутаты заявили о намерении обратиться в ФАС с просьбой проверить прозрачность тарифной политики агрегаторов, в том числе «Яндекса», и оценить обоснованность комиссий на предмет возможного злоупотребления доминирующим положением на рынке.