Комитет Корнеева придумал новую профессию в туризме Петербурга

Комитет по развитию туризма под руководством Сергея Корнеева готовит профессиональный стандарт для агентов, которые планируют возить экскурсии на промышленные площадки города.

Комитет Корнеева придумал новую профессию в туризме Петербурга
Иллюстрация: Baltphoto

Однако пока представители рынка сомневаются в востребованности документа, ссылаясь на многообразие промзон Северной столицы. С учетом широкой диверсификации направлений промышленников единый стандарт для всех панацеей не станет, но поможет ориентировать самих сотрудников предприятий на работу с туристами. 

Из заявления комитета по развитию туризма в Петербурге следует, что отдельный профессиональный стандарт разработан для тех игроков рынка, которые планируют развивать направление промышленного туризма. В Смольном предполагают, что новую профессию получат в 2024 году порядка 1 тыс. человек. Однако даже профильная  «Ассоциация промышленного туризма Северо-Запад» рассказывает преимущественно о заводских площадках других регионов страны.  

Актуальных данных об объеме рынка промышленного туризма в России в целом практически нет. Допандемийные показатели указывают, что на туры на предприятия приходилось только 3-4% запросов от общей массы путешественников. Однако сейчас ситуация может измениться – Петербург ведет довольно активную кампанию по продвижению заводов как новых туристических направлений. Но централизованным этот тренд пока не стал.

К примеру, с особыми сложностями могут столкнуться преимущественно туристы-дикари. На профильном сайте о достопримечательностях Петербурга есть отдельный список промышленников, готовых принимать гостей. Но формы записи нет. Некоторые предприятия прямо на собственных сайтах указывают, что «открываются» только для ограниченного числа посетителей. При этом большинство производственных площадок обработкой заявок на экскурсии занимаются самостоятельно. К примеру, производственная площадка «Русских самоцветов» публикует расписание экскурсий на собственном сайте, пивоваренный холдинг «Балтика» — сотрудничает с билетным оператором Евгения Финкельштейна.  

Игроки туристического рынка Петербурга указывают, что направление действительно может быть востребовано при расширении списка предприятий, готовых открыть свои двери. Однако основной спрос в этом случае будут формировать предприниматели из регионов, которые на петербургские заводы поедут для кооперации или изучения опыта коллег.  Иностранцам же на стратегические активы вовсе не попасть.  

Кроме того, для массового развития сегмента, как указывают специалисты, должен быть отдельный оператор, который выступает принимающей стороной для тех, кто планирует преимущественно посещать петербургские заводы. Вероятно, похожую функцию как раз будут выполнять представители рынка, знакомые с новым профессиональным стандартом. Но и здесь есть нюансы, в отрасли пока не представляют, как будет выглядеть единый профессиональный стандарт с учетом того, что потенциальные площадки для промышленного туризма в Петербурге крайне диверсифицированы по направлениям: у пищевых и машиностроительных заводов специфика экскурсий разнится. Поэтому логичнее было обучать в направлении гостиприимства не специалистов из туристической отрасли, а самих сотрудников предприятий. Также важно искать пути сотрудничества с закрытыми производствами.

Профессиональный стандарт, на мой взгляд, должен быть разным. На каждом предприятии должен быть человек, который может провести такую экскурсию. То есть, по моему убеждению, это должен быть сотрудник предприятия. И это не просто посещение какого-то музея завода, а именно экскурсия по производству. И здесь есть еще одна сложность: принимая деньги, ты должен делать это по ОКВЭД. И поэтому очень часто музеи при предприятиях бесплатные. Поскольку они не могут принимать деньги – не являются музейщиками.  Еще один вопрос, который мы недавно обсуждали: если ты ведешь экскурсию не на самом предприятии, то можно создавать визуализацию с помощью 3D-технологий. Предположим, мы зашли на хладокомбинат, где производят мороженое. Но в производственные помещения не допускают по СанПиН,  за этим следит Роспотребнадзор. Тогда экскурсанты сидят в дегустационном зале и знакомятся с производством через 3D-очки. Отмечу, что промышленный туризм как таковой очень интересен китайцам, — заявил руководитель проекта «Волховское Троеградие» Акиндин Павлов.

Отдельная синергия в туризме может случиться между промышленниками и студенческими экскурсионными группами. Согласно исследованию СПбГУ, именно профориентационные туры могут быть драйвером развития промышленного туризма. Будет ли включать профессиональный стандарт для промышленных турагентов этот аспект — пока вопрос. Но в этом направлении уже работают, к примеру, «Силовые машины» Алексея Мордашова. Экскурсии предприятие проводит именно для студентов профильных направлений.

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Россия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через КазахстанРоссия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через Казахстан
  • Обновленную ядерную доктрину РФ утвердил ПутинОбновленную ядерную доктрину РФ утвердил Путин
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.