Покупка готового бизнеса и франчайзинг: как грамотно вложиться
Эксперты заговорили о росте спроса на покупку готового бизнеса. Многие инвесторы рассматривают вариант франшизы.
Откуда такой интерес, оправдан ли он и как не набить шишек, инвестируя таким образом, эксперты обсудили за круглым столом.
Готовый бизнес сегодня привлекает не только предпринимателей, но и граждан, которые просто хотят сохранить и по возможности приумножить свои сбережения. Эксперты считают, что в нынешней нестабильной ситуации вложиться в дело, которым ты сам управляешь, менее рисковый шаг, чем иные способы инвестирования. Но он потребует большего вовлечения.
Приобретая готовый бизнес нужно учитывать, что он уже существовал какое-то время и следует очень внимательно подходить к составлению документов и оценке рисков. Привлечение специалистов по финансовым и юридическим вопросам лишним здесь не будет и позволит снизить возможные негативные последствия для неосмотрительного инвестора, — считает Кирилл Саськов, партнер, руководитель корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и Партнеры».
Кирилл Саськов, партнер, руководитель корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и Партнеры». Baltphoto/ Роман Киташов
Путать покупку бизнеса или приобретение франшизы с пассивным доходом не стоит, отмечают эксперты.
Кто-то ищет франшизу исходя только из объема инвестиций и прибыли, но не каждому подойдет сфера бухгалтерских услуг или производство. Нужно опираться на то, что человеку нравится или в чем у него есть опыт, в таком случае он больше времени потратит на изучение процессов, лучше их поймет, будет работать с удовольствием. Не понимая этих вопросов возникает риск для возврата инвестиций, — уверен Антон Иващенко, председатель «Ассоциации франчайзинга Северо-Западного федерального округа».
Антон Иващенко, председатель «Ассоциации франчайзинга Северо-Западного федерального округа». Baltphoto/ Роман Киташов
«Нужно понимать, что при покупке в сегменте малого бизнеса невозможно на 100% понять эффективность точки. Такой бизнес находится пока в тени, и никакая отчетность не поможет разобраться и оценить абсолютно все показатели», — поделился Константин Сагалов, управляющий партнер Суши Wok.
Константин Сагалов, управляющий партнер Суши Wok. Baltphoto/ Роман Киташов
Кирилл Буйко, генеральный директор «Складовичкоф» отметил, что последний договор франшизы претерпел 256 правок. «Это был титанический труд по согласованию. Были привлечены юристы и с одной стороны, и с другой», — поделился эксперт.
Кирилл Буйко, генеральный директор «Складовичкоф». Baltphoto/ Роман Киташов
О своем опыте работы с франчайзи рассказали представители известных компаний из самых разных отраслей. Константин Сагалов упомянул, что для большинства партнеров (их на текущий момент более 300) Суши Wok стал первым опытом в предпринимательстве. При этом запросы на открытие точек по франшизе все чаще приходят из небольших городов и отдаленных регионов или из-за рубежа, а покупатели объясняют свой интерес востребованностью продукта и известностью бренда.
В Лабораторной службе Хеликс поделились, что франшиза в сфере медицины сегодня одна из самых стабильно приносящих доход. Это происходит за счет высокого спроса на медицинские услуги и достаточно низкого порога входа. Франчайзи-партнеру, открывающему диагностический центр, не потребуется дорогостоящее оборудование, как многие думают. Все исследования и тесты выполняются в лабораторных комплексах Хеликс.
Валерия Осташева, руководитель направления привлечения франчайзи торговой сети «Пятёрочка» поделилась, что наличие у ритейлера франшизы многих удивляет. Изначально торговая сеть развивала франшизу в достаточно узком кругу партнеров, но с прошлого года активно расширяет партнерскую базу.
Инвестиции для открытия магазина составляют от 20 млн рублей. Основная часть затрат для франчайзи составляет закупка оборудования (12-13 млн рублей), но торговая сеть предоставляет контакты лизинговых компаний. Таким образом, необходимые инвестиции на старте без учета затрат на оборудование составят 7-8 млн рублей на ремонт помещения и 500 тысяч рублей на паушальный взнос, — поделилась Валерия.
Валерия Осташева, руководитель направления привлечения франчайзи торговой сети «Пятёрочка». Baltphoto/ Роман Киташов
Она подчеркнула, что перед заключением договора франшизы эксперты «Пятёрочки» помогут рассчитать для партнера будущую рентабельность точки с учетом локации.
«Компания «Роббо» — разработчики экосистемы образовательной робототехники на открытом программном и аппаратном обеспечении - предоставляет свои франшизы в 39 странах мира. Иногда покупка нашей франшизы происходит таким образом. Человек ищет место, где его ребенок занимался бы робототехникой, находит нас и решает сам открыть в своем районе, в своем городе такой кружок», — поделился Андрей Сергеев, директор по развитию бизнеса АО «РОББО».
Андрей Сергеев, директор по развитию бизнеса АО «РОББО». Baltphoto/ Роман Киташов
Алена Иванова, эксперт Ассоциации франчайзинга Северо-Западного федерального округа, подводя своеобразный итог встречи, дала общий совет желающим купить готовый бизнес или франшизу:
Смотрите на срок существования бизнеса, сколько у них своих точек. Почему? Если бизнес прошел большой путь, набил себе все шишки, то может уже минимизировать риски для своего партнера и отладить взаимовыгодное сотрудничество.
Алена Иванова, эксперт Ассоциации франчайзинга Северо-Западного федерального округа. Baltphoto/ Роман Киташов
Модератор круглого стола Никита Демидов, советник Председателя Правления, руководитель клиентского направления брокерского бизнеса Санкт-Петербургской валютной биржи выразил надежду, что с ростом популярности поднятой темы подобные дискуссии станут регулярными.
Никита Демидов, советник Председателя Правления, руководитель клиентского направления брокерского бизнеса, Санкт-Петербургская валютная биржа. Baltphoto/ Роман Киташов
На начало 2023 года в России насчитывалось 3249 франшиз. Общий объем российского рынка франшиз эксперты сегодня оценивают в 5 млрд. долларов.