5 причин стоять на месте: почему компании боятся переводить логистику на цифру

Ассоциация «Национальные системы управления» провела исследование процесса цифровизации логистической отрасли и выяснила, что пока среди компаний преобладают консервативные настроения.

5 причин стоять на месте: почему компании боятся переводить логистику на цифру
Иллюстрация: Pxhere

Было опрошено 120 грузоперевозчиков. Из них 70% вместо современных платформ и сервисов используют Excel-таблицы для учета и мессенджеры для контакта с грузоотправителями.

Специалисты считают, что цифровизацию тормозят страхи. Существует пять распространенных опасений.

Первый страх касается неоправданности расходов на проведение цифровизации. Внедрение новых современных продуктов, особенно комплексных, может стоить дорого: сотни тысяч рублей, а то и миллионы. Даже если у компании есть бюджет, от перехода на новую технологию ее может останавливать самый естественный для бизнеса страх — потратить немалые деньги впустую. Особенно серьезным он становится в условиях экономической нестабильности.

Здесь роль играет то, что директора компаний и логисты не могут четко просчитать финансовую выгоду от внедрения каждого цифрового продукта. Кроме того, срок окупаемости может составлять в среднем 2-3 года. При этом многие хотят увидеть прибыль как можно скорее. Результат все остается как есть.

Но есть варианты преодоления этого препятствия более глубокий анализ текущих процессов. Стоит выявить возможные трудности, например, во время перевозки груза или в складских операциях. Понять, какие от них убытки. Подумать, почему проблема не решается и как может помочь внедрение ИИ.

Нередко при подсчете окупаемости не ведется учет текущих убытков от «бездействия». Например, около 10% рейсов, которые компании планируют без современных ИТ-продуктов, убыточны. При этом у крупных логистических компаний стоимость одного рейса может составлять 100 тыс. рублей.

Правда выявить и оценить проблему недостаточно. Важно понимать, готова ли компания к переменам. Особенно, если предполагается, что бюджет ограничен и на технологию придется потратить последнее. Ведь ни одна технология не станет волшебной палочкой. Однако отказываясь от цифровизации, компании теряют больше.

Второй страх касается реакции коллектива. Не секрет, что перемены всегда поначалу воспринимают в штыки. Далеко не всем нравится менять устоявшиеся порядки. И от восприятия сотрудников зависит многое. Ведь технология не работает сама по себе, с ней взаимодействуют люди.

По данным исследования NAUMEN, отсутствие поддержки цифровых проектов становится значимым тормозом для бизнеса.

Руководитель может хотеть внедрить технологию, но боится. Что существующие настройки бизнеса, над которыми пришлось потрудиться, будут нарушены. Этот страх также замедляет процесс принятия решений.
 

Сами сотрудники обычно сопротивляются новшествам, поскольку боятся проходить переобучение, их тревожит, что с новшеством можно и не справиться. Некоторых пугает перспектива остаться без работы вовсе вдруг ИИ заменит человека.  

По словам директора по развитию продукта «Яндекс Магистрали» Александра Гаврилова, для преодоления этого барьера руководителю компании необходимо выяснить, какие страхи актуальны для конкретного бизнеса. И развеять опасения своих подчиненных: во-первых, объяснить, как поменяется работа после того, как условный ИИ возьмет на себя аналитику данных и прогнозирование маршрутов — что будет делать менеджер, который раньше этим занимался. Во-вторых, уделить внимание обучению и адаптации сотрудников, прицельно разбирать сложности, с которыми они столкнутся, а не просто ставить перед фактом: «за неделю должны освоить новый софт».

Третий страх связан с киберугрозами.

В этом блоке основной источник страха вероятность утечки данных. Ведь это опасно для репутации компании и вдобавок грозит убытками из-за штрафов. Вдобавок, киберпреступники могут повлиять на процессы бизнеса и остановить их, что тоже в итоге приведет к убыткам.

При этом число кибератак на бизнес растет. По данным аналитиков ИБ-компании «Бастион», в 2024 году кибератак стало больше на 20%.

Вырос объем утечек персональных данных: преимущественно в финансовом секторе, телекоме и ретейле. Кроме этого, увеличилось количество компаний, которые пострадали от DDoS-атак, — на 60%. О том, что утечки баз данных стали ключевой проблемой, говорят и аналитики F.A.C.C.T. (бывшая Group-IB).

По итогам исследования «К2 Кибербезопасность» и «Лаборатории Касперского», 15% пострадавших от киберпреступников опрошенных компаний столкнулись с серьезными последствиями взлома. Больше 70% компаний подвергались заражению вредоносным софтом.

В инфополе периодически попадают истории об атаках на крупных перевозчиков. Так в июне 2024 года от киберпреступления пострадал СДЭК. По информации пресс-службы компании, утечки персональных данных не произошло — только приостановка работы сервиса из-за технического сбоя. А в 2022 году DDoS-атакам подвергся курьерский сервис Boxberry.

Все это может вызывать тревогу у руководителей компаний, заставлять их думать о том, что потенциальная выгода от цифровизации рискует оказаться меньше, чем потенциальные убытки из-за атаки хакеров.

Проблема киберугроз сегодня действительно серьезная, однако ее нельзя назвать непреодолимым барьером.

По мнению специалистов, бизнесу нужно больше инвестировать в системы защиты — и это подразумевает не только деньги, но и силы и время.

Ведь в кибербезопаности бизнеса большую роль играют действия сотрудников: куда они получают доступ и зачем, как работают с данными, по каким ссылкам переходят и так далее.

Четвертый страх — последовать за неверным решением ИИ.

У руководителей компаний и сотрудников нередко возникают вопросы к качеству решений, которые принимают алгоритмы.

Довериться ИИ готовы не все. Так, по результатам опроса Icontext, только 4% респондентов выберут решение ИИ без сомнений. 47% заявили, что признают пользу алгоритмов, но пока смотрят на них со скепсисом. 38% считают, что в отношении решений ИИ есть некоторые опасения. 11% вовсе не доверяют ИИ.  

В основном вопросы вызывают безопасность, этика и прозрачность использования ИИ.

Ошибки в решениях ИИ могут в разной степени влиять на логистику. Например, система прогнозирует прибытие автомобиля с грузом из точки А в точку B за 1 час 10 минут, а в действительности пройдет 1,5 часа. Сотрудник компании послушал ИИ и организовал приемку груза именно через 1 час 10 минут, так что заставил вовлеченных в процесс ждать лишние 20 минут. Когда у бизнеса много таких операций, задержки даже на 20 минут могут быть критичны. Сдвигаются все задачи, которые стоят в расписании после текущей.

Безусловно, нельзя сегодня назвать ИИ совершенным, однако он постепенно становится эффективнее, и даже с существующим риском неточностей он может стать ценным инструментом для логистов. В частности, в задачах, связанных с обработкой больших объемов данных, прогнозированием, планированием.

Главное, помнить, что ИИ — это навигатор, помощник, но окончательное решение всегда остается за человеком, который его использует в рабочих задачах. Поэтому он должен перепроверять результаты, анализировать их и только после этого полностью принимать рекомендацию ИИ — а не безусловное решение — или корректировать ее под себя.

И последний, пятый, страх неправильно выбрать ИТ-продукт.

Логистам пока не хватает информации, особенно не крупным компаниям.

После санкций значительная часть востребованного ПО стала недоступной для российского рынка. Отечественная разработка стала активно развиваться и показывать отличные результаты, однако многие продукты пока что малоизвестны.

По ним не накоплено многолетнего опыта использования, и это вызывает у бизнеса непонимание — насколько продукт хорош, как он закроет задачи, насколько легко его будет использовать, действительно ли он стоит своих денег.

По мнению директора по развитию продукта «Яндекс Магистрали» Александра Гаврилова, разбить этот страх может только глубокое изучение существующих на рынке предложений. Руководителям компаний нужно чаще посещать отраслевые мероприятия, которых с каждым годом проводится все больше, где можно увидеть новые ИТ-решения и услышать истории успеха. Чем больше будет обмена опытом и демонстрации реальной ценности российских технологий, тем быстрее будет цифровизироваться бизнес.

Страхи директоров предприятий и логистов перед цифровой трансформацией бизнеса не появились на пустом месте — внедрять новые технологии действительно непросто. Однако со всеми этими опасениями можно и нужно работать, потому что они тормозят развитие компаний и могут негативно сказаться на их устойчивости. Сегодня успешно и стабильно растет только тот бизнес, который видит в «цифре» не угрозы, а возможности, понимает ценность новых инструментов и умеет с ними качественно работать.

 

Самое читаемое
  • Стало известно, за что у Каменщика и Когана забирают аэропорт ДомодедовоСтало известно, за что у Каменщика и Когана забирают аэропорт Домодедово
  • Между Екатеринбургом и Верхней Пышмой появится новый микрорайон с высоткамиМежду Екатеринбургом и Верхней Пышмой появится новый микрорайон с высотками
  • Суды приостанавливают деятельность магазинов сети «Светофор» по искам РоспотребнадзораСуды приостанавливают деятельность магазинов сети «Светофор» по искам Роспотребнадзора
  • Генпрокуратура подала иск к уроженцу Свердловска, вероятно, речь об изъятии ДомодедовоГенпрокуратура подала иск к уроженцу Свердловска, вероятно, речь об изъятии Домодедово
  • Екатеринбургские «Светофоры» закрывают вслед за московскимиЕкатеринбургские «Светофоры» закрывают вслед за московскими
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.