«Дальтрансуголь» достигнет перевалки в 40 млн тонн в 2027 году
О завершении модернизации специализированного угольного терминала в Хабаровском крае «РГ» рассказал Владимир Долгополов, исполнительный директор компании «Дальтрансуголь».

Согласно данным Ассоциации морских торговых портов, грузооборот российских угольных морских портов с 2019 по 2023 год увеличился на 16,8%, поднявшись с 176,0 до 205,6 млн тонн. Спрос в ближайшие годы будет расти, особенно в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Владимир Долгополов отметил, что «Дальтрансуголь» на старте работы был рассчитан на перевалку 12 млн тонн угля в год. Однако вскоре после его открытия было принято решение модернизировать терминал для перевалки большего объема. Первоначально обсуждалась планка в 16-18 млн тонн, но в конечном итоге проект вырос до 24 млн тонн. На протяжении следующих 16 лет компания шла к достижению этой цели. После того как запланированный объем был почти достигнут, начался новый этап модернизации с целью достижения объема в 40 млн тонн.
На данный момент мы готовы обрабатывать до 33 млн тонн угля в год, что было подтверждено экспериментом в условиях дефицита пропускной способности железной дороги. Нам осталось завершить финальные этапы и дождаться подтверждения от РЖД нашей фактической возможности переваливать данный объем угля, — заключил Владимир Долгополов.
Грузовая база
Ситуация на рынке угля и внешнее давление на рынок, связанное с санкциями, требуют от компании особой гибкости. Владимир Долгополов подчеркивает, что «Дальтрансуголь» не ограничивается поставками угля только с Дальнего Востока. К ним поступает уголь из таких регионов, как Кузбасс, Хакасия и Забайкалье. В условиях экономической неопределенности компания нацелена на диверсификацию поставок, что позволяет значительно снизить риски.
Владимир Долгополов отмечает, что везти уголь на экспорт выгодно, так как этот бизнес приносил стране валютную выручку, налоговые отчисления и создает рабочие места местным жителям.
Вместе с тем существенный контейнерный грузопоток импортных грузов с Дальнего Востока в значительной мере перегружает железнодорожную инфраструктуру и замедляет движение. Повышение приоритета для перевалки угля через порты Хабаровского края позволит разгрузить портовые мощности Приморского края и сократит время доставки контейнеров в центральные регионы страны.
Владимир Долгополов, исполнительный директор компании «Дальтрансуголь». Фото: телеграм-канал «Дальтрансуголь / Ванино».
Социальные инвестиции
По словам Владимира Долгополова, компания активно взаимодействует с местными властями на разных уровнях.
Мы понимаем, что, будучи крупным предприятием, наша ответственность заключается в обеспечении достойного уровня жизни для людей. В противном случае высококвалифицированные специалисты будут искать возможности в мегаполисах, покидая свои родные места в поисках лучшей судьбы. Чтобы предотвратить отток кадров, мы совместно с правительством региона реализуем программы по благоустройству, ремонту дорожной сети, обновлению коммуникаций и реорганизации территорий. Это важная работа, которая, безусловно, требует значительных усилий, — рассказал Владимир Долгополов.
Особое значение придается поддержке образовательных учреждений. Поддержка образования для компании — это вложения в будущее, позволяющее налаживать связи с потенциальными кадрами еще со школьной скамьи. С этой целью оборудованы экспериментальные классы, проводятся ремонты в школах, промышленном техникуме.
Минимизация воздействия на окружающую среду
Компания старается минимизировать выбросы угольной пыли. Несмотря на то, что стандартная практика предполагает установку заборов высотой до 20 метров, в порту увеличили их высоту до 25 метров.
Владимир Долгополов:
В сотрудничестве с российскими и зарубежными специалистами мы провели моделирование с помощью передовых программных комплексов и пришли к выводу, что только такой забор способен полностью защитить окружающую среду от пылевых частиц. Это лишь одна из многих мер, которые мы принимаем. Изначально мы совместно с химиками разработали специальные жидкости, которые применяются еще на этапе транспортировки угля в наш порт. Уголь выделяет пыль, и мы стремимся предотвратить этот процесс с самого начала доставки сырья. Важно, что это никак не замедляет погрузку, значит, соблюдение экологических стандартов не препятствует производительности.
Инвестиционная программа
Рассказывая о текущих этапах реализации вашей инвестиционной программы, Владимир Долгополов отметил, что из-за объективной ситуации в экономике многие компании вынуждены замедлять темпы реализации своих инвестиционных программ. При этом у «Дальтрансугля» сроки реализации инвестиционной программы остались прежними и нет препятствий для ее завершения к концу 2026 — началу 2027 года.
Если в 2020 году мы перевалили 23,5 млн тонн, то сейчас эта цифра сократилась до примерно 15 млн тонн. Это также отразилось на доходах компании, но мы прогнозируем восстановление показателей к 2027 году, когда будет введена в эксплуатацию вторая ветка Байкало-Амурской магистрали и экспортные объемы вырастут. Поэтому часть инвестиционной программы мы выполняем за счет заемных средств. В рамках запланированной программы все проектные работы завершены, разрешительные документы получены — речь идет о разрешениях по выносу сетей, строительству и так далее. Основное оборудование уже заказано, авансы уплачены, и подрядчик начал копать котлован под вагоноопрокидыватель, — говорит Долгополов.
От также добавил, что «к сожалению, мы не можем полностью закрыть все потребности только российским оборудованием. Проблема не в качестве, а в специфических параметрах скорости и производительности, для достижения которых у нас пока нет российских аналогов». Тем не менее сложностей с закупкой необходимого электрооборудования, контроллеров и некоторых других категорий оборудования у компании нет. Партнерами уже давно стали китайские компании из сектора тяжелого машиностроения, которые понимают требования и успешно поставляют оборудование.
Особенности терминала «Дальтрансуголь»
- Порт в Ванино-Совгавани с глубиной 21 метр способен обслуживать суда класса Capesize с дедвейтом до 200 тысяч тонн.
- Незамерзающая бухта позволяет круглогодично загружать суда и обрабатывать более 310 судов в год.
- Буксирный флот высокой мощности обеспечивает быструю швартовку крупных судов.
- Двухсторонний пирс позволяет одновременно погружать два судна.
- Длина собственных железнодорожных путей в 55 километров позволяет формировать отправительские маршруты и повышает пропускную способность.
- Мощная система магнитной очистки угля от примесей гарантирует качество груза.
- Развитие инфраструктуры железных дорог необщего пользования терминала «Дальтрансуголь».
- Строительство трех дополнительных путей в сортировочно-отправном парке.
- Увеличение количества путей на станции Терминал-2 до 10 с необходимой инфраструктурой.
- Строительство соединительных путей от границы проектирования.
- Присоединение новых железнодорожных путей к существующей инфраструктуре РЖД.
- Строительно-монтажные работы, находящиеся в процессе реализации.
- Строительство здания вагоноопрокидывателя и бытового корпуса.
- Монтаж аспирационной установки механизма вагоноопрокидывателя.
- Установка новых конвейерных линий и модернизация существующих.
- Установка нового стакер-реклаймера с под машинными путями.
- Строительство административно-бытового комплекса и помещений для ремонта.
- Возведение автомобильного путепровода и тоннеля под конвейер К1С.
- Завершение строительства здания для оттаивания вагонов.
- Монтаж конструкций дробильной установки.