ЗакСу предстоит рассмотреть «систему сортов» старинных зданий Петербурга
Речь о поправках к охранному закону № 820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия», предложенных Смольным и обсуждаемых в обществе дольше года.

10 февраля в ЗакСе кипели прения относительно поступивших на рассмотрение поправок к важному закону. КГИОП под руководством Алексея Михайлова, заступившего на должность осенью 2024 года, озвучивает концепцию разделения исторических зданий города на Неве, не имеющих охранного статуса, на категории: ценные средовые объекты и ценные рядовые объекты. Пойдет ли это на благо сохранения исторической памяти, мнения среди градозащитников, депутатов и всех неравнодушных к облику Петербурга, разделяются. Тем не менее средовых насчитали в комитете 915, рядовых 4657 зданий. Старинных зданий в городе намного больше, до 14 тысяч. По заявлениям Михайлова, их по-прежнему будут защищать от сноса хотя при этом инвентаризацию нельзя назвать завершенной.
Ранее споры были еще жарче, когда с конца 2023 года предложение включало три категории: ценные средовые, средовые и несредовые. Дело в том, что тогда к несредовым отнеслись бы «утратившие историческую среду или не соответствующие ее средовым характеристикам» здания, их может насчитаться до 300. Такие старинные, но не обладающие большой ценностью вспомогательные здания могли бы потерять охранный статус и подвергнуться сносу. Пока что, до нового решения законодателей, от сноса защищаются любые здания постройки ранее 1917 года в центральных районах и до 1957 года в остальных районах Петербурга.
Также мог быть в ходе слушаний депутатами решен вопрос, касающийся сохранения культурного наследия, – одобрить или отклонить ранее предложенный Фондом содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге, связанным со структурами корпорации «Газпром», проект возведения колокольни Смольного собора высотой в 170 м, о котором помнит издание «Ъ». Ее возведение не было бы прихотью, это здание задумал сам Растрелли, не будучи в силах реализовать в свое время, а сейчас готов исполнить петербургский архитектор Мамошин. Пока вопрос остался без ответа.