Эксперты не видят смысла в инициативе петербургских депутатов о сдерживании цен

Эксперты не уверены в целесообразности обязания магазинов на ценниках сообщать размер наценки на продукцию.

Эксперты не видят смысла в инициативе петербургских депутатов о сдерживании цен
Иллюстрация: Baltphoto / Виктория Ламзина

В ЗакСе Санкт-Петербурга накануне обсуждали инициативу местных парламентариев внести поправку в федеральный закон о госрегулировании торговой деятельности. Согласно проекту, предлагается ритейлерам вменить в обязанность информировать покупателя о размере наценки на товары.

Выступил автором данной инициативы Андрей Рябоконь из «Единой России». Руководствовался он, как следует из пояснительной записки и его комментариев, желанием способствовать исключению случаев спекулятивного роста цен, ускорению реакции надзорных органов, снижению социального напряжения в обществе в случаях объективного роста цен на соцзначимые товары.

Предлагается обязать раскрывать наценку на такие позиции, как мясо, куру, мороженую рыбу, подсолнечное масло, молоко, яйца, сахар-песок, соль, черный чай, пшеничную муку, хлеб, крупы, вермишель, картофель, капусту, лук, морковь, яблоки.

Как часто происходит, реакции последовали разнообразные. Многие депутаты в ходе обсуждения в стенах ЗакСа вспомнили различные исторические примеры ограничения цен, которые не способствовали популярности политиков, а, наоборот, привнесли негативный фон или даже ситуацию дефицита того или иного продукта на рынке.

В разговоре с «Деловым кварталом — Санкт-Петербург» независимый эксперт по ритейлу, консультант поставщиков торговых сетей Михаил Лачугин также не смог назвать предложенную меру удачным решением. Он полагает, что любой контроль за ценами, любые попытки государства вмешиваться в рыночное ценообразование — это неправильно изначально.

«На отдельные позиции в социально значимых категориях сети держат и так наценки очень низкие или торгуют в ноль или даже в минус. Это нормальная практика для бизнеса… Прежде всего они делают это потому, что определенная часть аудитории, которая очень чувствительна к ценам и которая ходит в их магазины, если не увидит там каких-то ультрадешевых позиций, то эти люди уйдут в другие магазины. Соответственно, сети потеряют трафик. Им нет никакого резона завышать цены. В каждой из социальных категорий есть позиции с низкими наценками», — пояснил эксперт особенность работы крупных ритейлеров.

В то же время раскрытие размера наценки на лишь часть товаров (как следует из описания инициативы) также может быть неодобрительно встречено покупателями, которых интересуют любые наценки, в том числе на товары подороже. Неодинаковый подход к сообщению информации может в свою очередь, таким образом, вызвать недовольство в обществе.

Лачугин добавил, что депутаты, вероятно, не предусмотрели при внесении инициативы невозможности магазинов функционировать без наценок вовсе:

«Если мы говорим о том, чтобы все позиции в социальных категориях сделать с низкими наценками, тогда бизнес перестанет быть рентабельным и магазины закроются», — сообщил он изданию.

Следует отметить, что в первом чтении депутаты Петербурга документ утвердили почти единогласно.

Самое читаемое
  • Почему 9 из 10 стартапов терпят неудачу и тонут вместе с капиталом инвесторовПочему 9 из 10 стартапов терпят неудачу и тонут вместе с капиталом инвесторов
  • Аркадий Новиков открыл в Екатеринбурге новый ресторан на месте Il Patio и TGI FRIDAYSАркадий Новиков открыл в Екатеринбурге новый ресторан на месте Il Patio и TGI FRIDAYS
  • Сервисы крупного банка перестали работать из-за дела «Корпорации СТС»Сервисы крупного банка перестали работать из-за дела «Корпорации СТС»
  • В Екатеринбурге станет на 62,5 тыс. кв. м больше охраняемых природных территорийВ Екатеринбурге станет на 62,5 тыс. кв. м больше охраняемых природных территорий
  • Китай ворвался в топ-3 направлений для зарубежного новогоднего отдыха россиянКитай ворвался в топ-3 направлений для зарубежного новогоднего отдыха россиян
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.