Ресторатор Ойбек Хайдаралиев оценил ситуацию с развитием ресторанного бизнеса по франшизе
Для «Делового квартала — Санкт-Петербург» ресторатор, основатель компании «XO GROUP» Ойбек Хайдаралиев проанализировал ситуацию с развитием ресторанного бизнеса по франшизе.

Около 90% крупнейших сетей общепита России развиваются по франшизе. Об этом рассказало издание Forbes со ссылкой на данные INFOLine. Как утверждают аналитики, в 2024 году рынок общепита увеличится на 13-14%, до 5 трлн рублей, а в январе 2025-го — на 9,4%, до 457 млрд рублей.
По мнению ресторатора Ойбека Хайдаралиева, рост общепита будет наблюдаться до тех пор, пока у людей есть возможность обедать вне дома и не готовить самостоятельно. Масштабирование ресторанного бизнеса через франшизу является прямым и логичным путем к развитию для любого ресторанного бренда.
«Сейчас, посмотрев на самые крупные сети, в которые входит от 500 точек, вы убедитесь, что все они не принадлежат одному владельцу. В реальности 100% ресторанов могут — и должны — продавать свои франшизы. Но почему-то делают это далеко не все. Если изначально не развиваться путем продажи франшизы и привлечения дополнительных инвестиций, есть три варианта продолжения деятельности: остаться «местечковой» компанией с несколькими точками; все равно прийти к идее франчайзинга, но позже; закрывать бизнес. Другого не дано», — считает Ойбек Хайдаралиев.
По словам ресторатора, есть предприниматели, у которых нет опыта, которым психологически сложно выйти на новый уровень, но есть и те, кто верит в то, что франшизу продавать может только очень известный бренд. Однако данный миф может развенчать исследование от franchiza.ru, согласно которому в 2024 году на рынок вышло рекордное количество новых франчайзеров — 500 компаний, среди которых есть и абсолютные новички.
«Сейчас под «франшизой» понимается больше не использование товарного знака, а эффективная бизнес-модель. Это объяснимо: за последние три года на российском рынке в целом произошла серьезная рокировка брендов, иностранные ушли и их место заняли новые российские. То есть нет смысла гоняться за «именем» — каждый день появляются новые бренды и все к этому привыкли», — заявил Ойбек Хайдаралиев.
Предприниматель заключил, что на рынке общепита на сегодняшний день наблюдается два типа игроков: франчайзеры, которые, создав бренд, концепцию и бизнес-модель, продают их, и франчайзи, которые зачастую дебютируют в этой сфере бизнеса, приобретая франшизу.