Экспорт удобрений через Балтику: проблемы с портовыми мощностями

В обозримом будущем экспорт минеральных удобрений из России может значительно вырасти.

Экспорт удобрений через Балтику: проблемы с портовыми мощностями
Иллюстрация: pxhere.com

Как сообщает Коммерсант, ожидается, что к 2030 году производство увеличится на 28%, а поставки за границу — на 38%. Согласно данным аналитической компании «Имплемента», основным маршрутом для экспорта станет Балтийский бассейн, уже сейчас отвечающий за более 80% российских объемов химической продукции. Тем не менее, эксперты предостерегают, что через пять лет дефицит портовых мощностей на этом направлении может достичь 22 миллионов тонн.

На фоне заявленных новых проектов мощность производства удобрений в России, как отмечают аналитики, вырастет на 18 миллионов тонн — с 60 до 78 миллионов тонн к 2030 году. Наибольшие темпы роста ожидаются в сегменте калийных удобрений, который, по прогнозам, вырастет на 50%, в то время как азотный сектор прибавит 30%. Ранее незадействованные проекты, которые находятся на самой начальной стадии разработки, могут привести к росту предложения на 8-12 миллионов тонн, в основном за счет карбамида. Однако, как подчеркивают эксперты «Имплементы», многие из этих новых инициатив исходят от компаний, не имеющих отношений с устоявшимися производителями удобрений, что создает дополнительные сложности с обеспечением необходимой инфраструктуры для экспорта.

По данным компании, глобальный спрос на минудобрения к 2030 году вырастет еще на 23 миллиона тонн, и основными двигателями роста станут Латинская Америка и Южная Азия. Прогнозы экспертов говорят о том, что российский экспорт удобрений может увеличиться на 15 миллионов тонн, достигая 55 миллионов тонн, в основном за счет методов, таких как карбамид и хлористый калий. При этом отечественные производители сохраняют конкурентные преимущества благодаря низким издержкам, даже принимая во внимание высокие логистические расходы.

На пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» управляющий директор «Имплементы» Дмитрий Акишин отметил, что наиболее эффективным маршрутом для зарубежных поставок является Балтийский бассейн, где уже сегодня переваливается основная часть удобрений. Прогнозируется, что к 2030 году мощности для перевалки с запада Российской Федерации вырастут на 30 миллионов тонн: 20 миллионов тонн на Балтике, 5 миллионов тонн в Азово-Черноморском бассейне и 4 миллиона тонн в Арктике. Тем не менее, уже сейчас наблюдается нехватка портовых мощностей, которая вынуждает отечественных и белорусских производителей искать альтернативные маршруты вывоза.

Аналитики «Имплементы» предупреждают, что специализированные мощности портов на Балтике не соответствуют растущему спросу и могут не покрывать потребности в 6 миллионов тонн, а к 2030 году этот дефицит вырастет до 22 миллионов тонн. В то же время в портах Азово-Черноморского бассейна предполагается сбалансированная ситуация. Однако возможности перенаправления экспортных потоков, рост потребления удобрений на азиатских рынках и нехватка перевалочных мощностей могут стать катализаторами для развития инфраструктуры на юге страны.

Выступая в ходе обсуждения, Игорь Санковский, исполнительный директор Союза операторов железнодорожного транспорта, подчеркнул важность учета рисков, связанных с белорусским экспортом, который, проходя через российские порты, вытесняется на фоне роста поставок белорусских удобрений. Вероятное ослабление санкций может привести к тому, что Беларусь предпочтёт более близкие и доступные порты Прибалтики.

В своем отчете Центр экономических исследований Газпромбанка согласен с выводами «Имплементы». Они ожидают, что к 2030 году производство увеличится на 12 миллионов тонн, а экспорт — на 7-8 миллионов тонн. Нина Адамова из ЦЭП Газпромбанка отметила, что географическая расположенность заводов делает маршруты через Балтийский бассейн наилучшими для большинства производителей, однако и южные, и восточные пути также могут быть выгодными, особенно для предприятий Центральной и Южной России. Она также акцентировала внимание на необходимости синхронизации развития портовой и железнодорожной инфраструктуры, чтобы избежать возможных пробелов в логистике и обеспечить устойчивый рост экспорта.

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.