ВСМ высвободит пути для грузов: Олег Белозёров о стратегии на ПМЭФ
Строительство ВСМ позволит освободить существующую железнодорожную инфраструктуру для грузовых перевозок, сэкономив сотни миллиардов рублей и повысив логистическую эффективность.

Строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ) в России принесёт стране не только преимущества для пассажиров, но и стратегические выгоды для всей экономики. Об этом заявил Генеральный директор – председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозёров, комментируя ход работ по реализации первого проекта ВСМ Москва – Санкт-Петербург на ПМЭФ-2025.
По словам главы РЖД, общественное внимание часто сосредоточено исключительно на комфорте и скорости для пассажиров, однако реальное значение ВСМ значительно шире.
«Когда говорим о ВСМ, обычно все спрашивают: ну расскажите нам про пассажиров. А это вот только быстрее, там, на полтора часа. Какой будет сервис? И уходим в тему пассажирского движения. На самом деле эффект для нашей страны гораздо шире, намного шире», — подчеркнул Белозёров.
Он напомнил, что Россия — железнодорожная держава, где 87% грузов перевозятся по рельсам. Протяжённость сети составляет более 87 тысяч километров, но основной проблемой остаётся совмещённое движение пассажирских и грузовых поездов по одним путям, что создаёт технологические конфликты.
«Наверное, все помнят школьную задачку: из одной точки с разницей по времени выходят два поезда — один со скоростью 100 километров, другой — 60. Где они встретятся? А дальше — технологическое решение: одному поезду нужно остановиться, съехать на бок. Мы теряем скорость. Один пассажирский поезд снимает три грузовых — то есть мы могли бы провести в три раза больше грузов, если бы скорости были одинаковы», — пояснил он.
На участке Москва – Санкт-Петербург, где курсируют высокоскоростные поезда «Сапсан», грузовое движение практически отсутствует. В результате для доставки товаров приходится использовать обходные маршруты, что увеличивает расстояние между двумя столицами с 800 до 1070 километров. Это снижает эффективность логистики и создаёт дополнительные затраты.
Строительство ВСМ, по словам Белозёрова, позволит высвободить существующую инфраструктуру под грузовые перевозки. Только на направлении Москва – Санкт-Петербург это даст возможность дополнительно перевозить до 30 миллионов тонн грузов ежегодно и избежать инвестиций в новые грузовые пути на сумму около 600 миллиардов рублей.
«Это означает, что самое главное для экономики — нагрузка тарифная — не будет повышаться так, как пришлось бы, если бы мы строили грузовые линии с нуля», — отметил он.
Также ВСМ откроет путь для разблокировки провозных мощностей из регионов за Уралом в сторону Балтики, Карелии, Псковской и Ленинградской областей, а также будет способствовать развитию арктического направления и Мурманского транспортного узла. Все железнодорожные пути в Мурманск проходят через Санкт-Петербург, и без разгрузки этого узла дальнейшее наращивание северного потока грузов невозможно.
В целом, реализация пяти ВСМ-проектов, утверждённых Президентом Владимиром Путиным, должна коренным образом изменить баланс между пассажирскими и грузовыми перевозками на ключевых магистралях страны. Москва – Санкт-Петербург — первый и самый значимый этап этого плана.
Ранее вице-губернатор Санкт-Петербурга Кирилл Поляков рассказывал, что осуществление проекта за счет высвобождения главного хода Октябрьской железной дороги можно будет перевозить больше грузов — в год на 74 млн тонн. Это поможет улучшить логистику экспорта и оптимизировать маршруты для поставок продукции на внешние рынки. Сейчас готовится к строительству 18 объектов улично-дорожной сети. При этом реконструкцию Цимбалинского путепровода, который будет пропускать поезда ВСМ, планируется завершить в 2027 году. Готовность этого объекта составляет 25 %. Также он заявил в интервью ТАСС, что после запуска ВСЖМ ожидается четырехкратный рост пассажиропотока между двумя столицами.