КБП из Тулы банкротит судоверфь «Пеллу» за долг в 536,8 млн рублей
Конструкторское бюро приборостроения им. А. Г. Шипунова подало иск о банкротстве «Пеллы», требуя 536,8 млн рублей. Конфликт связан с поставкой оборудования для кораблей проекта «Каракурт» в 2016 году.

Конструкторское бюро приборостроения им. академика А. Г. Шипунова (входит в состав Государственной корпорации «РОСТЕХ») из Тулы под руководством Олега Рязанцева планирует банкротить судостроительную верфь «Пеллу». Между тем у судоверфи из Ленобласти финансовые проблемы давили и до банкротного иска оборонного предприятия.
С исковым заявлением о признании банкротом АО «Пелла» представители бюро обратились еще 16 июня 2025 года. Однако 26 июня стало известно, что иск оставлен без движения до 28 июля. Причины такого решения суда пока неизвестны, поскольку определение не опубликовано. Сумма требований составляет 536,8 млн рублей.
Конфликт возник из-за договора поставки оборудования для малых ракетных кораблей проекта 22800 («Каракурт»), заключенного в 2016 году в рамках государственного оборонного заказа. Итогом стало частичное удовлетворение требований обеих сторон, но с перевесом в пользу КБП.
«Пелла» требовала от КБП 760 млн рублей неустойки за просрочку поставки радиолокационного комплекса и изделия ЗМ87-1Ф для корабля с заводским номером 253. По мнению истца, поставщик нарушил сроки, так как продукция, переданная в декабре 2020 года, не прошла типовые испытания, необходимые для окончательной приемки. КБП, в свою очередь, подало встречный иск, требуя от «Пеллы» 569 млн рублей долга за поставленное оборудование и 276 млн рублей неустойки за просрочку оплаты.
Суд первой инстанции в январе 2024 года присудил «Пелле» лишь 1 млн рублей неустойки, снизив сумму на основании статьи 333 Гражданского кодекса РФ, посчитав заявленные 760 млн рублей несоразмерными. Встречный иск КБП был полностью отклонен. Обе стороны подали апелляционные жалобы, и Тринадцатый арбитражный апелляционный суд пересмотрел решение.
Апелляция установила, что КБП действительно нарушило сроки поставки: оборудование для корабля № 253 должно было быть передано в августе 2019 года, но фактически это произошло только в декабре 2020 года. Однако суд счел, что неустойка в 760 млн рублей чрезмерна, и снизил ее до 132,8 млн рублей, что составляет 10% от стоимости поставки. При этом суд признал правоту КБП по встречному иску: «Пелла» не оплатила оборудование на 569 млн рублей, несмотря на его фактическую передачу и использование на корабле, сданном Минобороны в декабре 2020 года. Кроме того, КБП получило право на 100,5 млн рублей неустойки за просрочку платежа.
В результате взаимозачета суд обязал «Пеллу» выплатить КБП 536,8 млн рублей долга и 124,4 тыс. рублей судебных расходов. Также суд отклонил просьбу КБП привлечь к делу Минобороны РФ в качестве третьего лица, так как не нашел доказательств, что решение затрагивает права ведомства.
Ранее редакция издания «Деловой квартал — Санкт-Петербург» рассказывала об еще одном кредиторе, который изъявлял желание банкротить судоверфь. Правда, обещание не сдержал, а долг был намного меньше.