«Почта России» задерживала пенсии и вкладывала средства в рекламу и спонсорство

Аудит показал: «Почта России» задерживала выплаты пенсий и тратила миллиарды на пиар, спонсорство и размещение средств, предназначенных для соцвыплат, в банках.

«Почта России» задерживала пенсии и вкладывала средства в рекламу и спонсорство
Иллюстрация: Baltphoto/ Виктория Ламзина

У «Почты России» снова возникли вопросы к финансовой дисциплине. Счетная палата завершила аудит компании за 2020–2024 годы и начало 2025-го и выяснила: почтовый оператор мог использовать деньги, выделенные на пенсии и пособия, для размещения на банковских счетах с целью получения дохода. Это, по мнению аудиторов, одна из причин, почему пенсии иногда приходили с опозданием.

Всего с 2020 по 2024 год выявлено 136 случаев нарушения сроков доставки пенсий — от одного до двадцати дней. Проверку проводил Социальный фонд России (СФР). В Счетной палате считают, что такие задержки напрямую связаны с тем, что средства могли временно направляться не по назначению.

Кроме того, вместо того чтобы вкладывать в развитие своей инфраструктуры, «Почта России» потратила более 1,5 млрд рублей на спонсорскую и благотворительную поддержку, в том числе спортивных организаций. Ещё 600 млн ушли на пиар в медиа и социальных сетях.

Аудиторский отчет обсуждался 29 мая на совместном заседании думских комитетов по защите конкуренции и по контролю. Позже, 18 июля, глава комитета по конкуренции Валерий Гартунг направил письмо с выводами и предложениями по исправлению ситуации в адрес коллег из Госдумы, а также в Минцифры, Минфин, Минтруд и «Почту России». Как сообщили «Ведомостям», документ подлинный — это подтвердил источник в одном из комитетов.

В письме говорится, что правительству стоит рассмотреть идею компенсаций за задержки пенсий и пособий. При этом сама «Почта России» уверяет, что доставляет выплаты 98,6% получателей вовремя. Компания объясняет остатки на счетах в конце года необходимостью заранее готовить выплаты на первые числа января, когда большинство банков и ведомств не работают из-за праздников.

Комитет по защите конкуренции считает, что компенсации нужно обсуждать детально, чтобы учесть такие нюансы, как отсутствие получателя дома, сложные погодные условия или чрезвычайные ситуации в регионах. В то же время депутаты настаивают: «Почта» не должна иметь монополию на доставку пенсий и пособий.

Комитет также порекомендовал компании сосредоточиться на том, чтобы минимизировать количество задержек — даже без введения компенсационного механизма. По мнению Валерия Гартунга, если такие выплаты начнут действовать, ими могут злоупотреблять.

В «Почте России» на запрос «Ведомостей» ответили, что компания стабильно доставляет выплаты около 9 млн пенсионерам и ещё 7 млн получателям соцпособий — даже в сложных условиях и приграничных зонах.

Минцифры со своей стороны подчеркнуло, что находится в постоянном контакте с оператором и напомнило: 136 случаев задержек — это минимальная доля на фоне общего количества получателей. Кроме того, если человек не оказался дома, почта не может заставить его быть по адресу — это вне её полномочий.

«Ведомости» также направили запросы в Счетную палату, СФР и комитеты Госдумы, но на момент публикации ответа не получили.

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.