Путин подписал закон, снимающий с «Газпрома» налог по долгам Nord Stream 2 AG
Президент России подписал закон, позволяющий «Газпрому» не платить налоги с процентов по долгам Nord Stream 2 AG, если соблюдены условия международной реструктуризации.

«Газпром» больше не обязан платить налоги с процентов по долгам компании Nord Stream 2 AG — оператора проекта «Северный поток – 2». Соответствующий закон подписал президент России Владимир Путин, тем самым закрепив новый порядок признания безнадежной задолженности между связанными иностранными и российскими компаниями.
Речь идет о процентных долгах, которые ранее учитывались как доход российской стороны. Теперь, если российская компания владеет более чем 50% в иностранной структуре и соблюден ряд условий, такие долги можно официально считать нереальными к взысканию — без последствий в виде дополнительных налогов.
Среди обязательных условий — принадлежность обеих компаний к одной международной группе, наличие соглашения о финансовом оздоровлении, утверждённого иностранным судом, а также факт того, что с 2022 года на иностранную компанию были наложены международные санкции.
Новый порядок вступает в силу с 1 января 2025 года и будет действовать до конца 2029 года. Он, по сути, закрепляет особый механизм для ситуаций, когда дочерние или аффилированные иностранные компании российских корпораций попадают под внешнеполитические ограничения и проходят реструктуризацию долгов через иностранные суды.
Именно такой случай произошел с Nord Stream 2 AG — швейцарской компанией, находящейся в центре реализации трубопровода «Северный поток – 2». Её финансовые проблемы начались после наложения санкций. 3 июня вступило в силу мировое соглашение с кредиторами, одобренное ранее судом Швейцарии. Кредиторы и компания договорились о порядке урегулирования долговых обязательств. Теперь контроль за исполнением соглашения будет осуществлять временный управляющий — фирма Transliq AG, которая должна ежегодно отчитываться перед судом и инвесторами.
Ранее, как сообщал РБК, Министерство финансов РФ предлагало изменения в налоговое законодательство именно для того, чтобы избежать роста налоговой нагрузки на «Газпром» в связи с ситуацией вокруг Nord Stream 2 AG.
Теперь с принятием закона эта юридическая конструкция получила официальный статус — что, по сути, закрывает для «Газпрома» вопрос с потенциально обременительной налоговой ответственностью за долги своего швейцарского партнёра.