Офлайн уступает онлайн: ритейл теряет магазины в городах-миллионниках
Массовый переход покупателей в интернет и рост затрат на аренду делают несетевой ритейл нерентабельным. Число магазинов в крупных городах снизилось почти на 10%.

В последние годы российский ритейл переживает заметные изменения, и ключевым индикатором служит сокращение числа магазинов.
«Сокращение числа магазинов на 6% в целом по России и на 9,5% в миллионниках — это очевидный показатель изменений в сфере ритейла», — отметила руководитель практики «Здоровье и медицина» в коммуникационном агентстве PR Partner Анастасия Голуцкая, объясняя тенденцию.
По её словам, основной причиной является рост онлайн-конкуренции.
«С развитием современных технологий, распространением дистанционных форматов работы, покупок, обучения, сервиса доставок и так далее онлайн стал неотъемлемой частью нашей жизни», — пояснила эксперт.
В частности, рынок электронной коммерции в России с 2020 по 2023 год вырос в три раза, а спорттовары и одежда активно перемещаются в интернет-магазины и на маркетплейсы вроде Ozon, Wildberries и Яндекс.Маркет. Эксперт подчеркивает, что онлайн-продажи выгодны не только потребителям, но и компаниям:
«В электронной коммерции значительно меньше (или вовсе отсутствуют) затраты на аренду помещения, обслуживающий персонал, электричество и иные статьи расходов бюджета. Исходя из этого цены на товары в онлайн дешевле на 10-25%, чем в офлайне, что, естественно, выгодно для покупателя».
Голуцкая также отмечает, что цифровизация меняет подход к выбору товаров. Один сайт может предложить полный ассортимент бренда, а офлайн-магазин чаще превращается в «шоу-рум», где покупатель может примерить товар, но заказывать его предпочитает онлайн. Высокие логистические издержки и ограниченные возможности мелких сетей делают офлайн-бизнес для них всё менее рентабельным. Таким образом, ключевым фактором все равно является массовый переход потребителей и продаж в онлайн.









