Кадры для стройки будущего на конференции «НОТЕХ»
Как преодолеть «кризис квалификации» в строительной отрасли и сделать обучение сотрудников не затратной статьей, а стратегическим активом компании?

Ответы на эти вопросы искали участники II Всероссийской конференции «НОТЕХ» на экспертной сессии, посвященной развитию технического заказчика и управлению проектами.
Спикеры единогласно утверждали: современные образовательные методики, от корпоративных академий до деловых игр, — это ключевой драйвер качества и надежности в строительстве.
Человеческий капитал как стратегия
Екатерина Денисова, руководитель Академии «ИРБИС», начала свое выступление с провокационного вопроса к отрасли: «Парадокс инвестиций: почему первоклассное «железо» бесполезно без людей, которые умеют им управлять?». По ее мнению, перекос в сторону инвестиций в технику при недооценке вложений в знания привел к системному кризису, напрямую влияющему на репутацию и сроки проектов.
Решение, которое нашла компания «ИРБИС», — создание корпоративного университета, где главной ценностью стала культура взаимного обучения. Эта система помогает объединить сильные стороны разных поколений: цифровую грамотность молодых специалистов и практический опыт их старших коллег.
Фото предоставлено Еленой Еликовой
«Любой сотрудник может выступить в роли наставника, выбрать актуальную тему и разработать свой курс... Для нас стало очевидным, что такие вложения окупаются, превращаясь не в расходы, а в инвестицию в будущее компании», — подчеркнула Денисова.
Геймификация и погружение вместо скучных лекций
О практических инструментах обучения рассказал Алексей Алексеев, руководитель программы развития графических решений «Газпром ЦПС». Хотя онлайн-форматы позволяют охватить широкую аудиторию, его команда делает ставку на глубокое погружение через деловые игры.
Фото предоставлено Еленой Еликовой
«Игровые механики — это мощный инструмент, который ломает барьеры. Они позволяют даже стажеру на несколько часов “примерить” роль руководителя, принимая решения в смоделированной, но жизненной ситуации», — пояснил Алексеев.
Он привел в пример интенсивную игру по управлению строительным объектом, длящуюся несколько часов. В течение этого времени участники полностью погружаются в процесс, учатся взаимодействовать в команде и сразу видят последствия своих управленческих выборов.
От точечных курсов к комплексным решениям
Завершая блок выступлений, Александр Пронин, руководитель практики обучения и развития персонала BITOBE, сместил фокус на измеримость результатов. Он развеял миф о существовании универсальной модели оценки, заявив, что «не бывает плохих инструментов — бывает их неверное применение».
Фото предоставлено Еленой Еликовой
Вместо оценки разрозненных курсов он предложил внедрять целостные системы. Одной из таких эффективных моделей является «Проектный трек», когда обучение напрямую связывается с реализацией реальных задач компании.
«Слушатели становятся руководителями внутренних проектов. Это дает двойной эффект: знания немедленно применяются на практике, а компания получает конкретный, измеримый бизнес-результат», — заключил эксперт.
В итоге диалога на конференции сложился четкий образ современного учебного центра: это гибкая, практичная и измеримая экосистема, которая не просто учит, а решает конкретные бизнес-задачи строительной отрасли.












