Лифт — это удобно, но пользоваться им нужно правильно. Это необходимо для того, чтобы избежать поломок и аварий. Петербург знает массу историй о том, как кабины останавливались или застревали.
Почему это происходит и как избежать неприятностей, рассказал генеральный директор компании «Могилёвлифт» Анатолий Черников.
Почему лифт остановился
Поломка. Любая техника иногда выходит из строя. К срабатыванию системы защиты и остановке кабины приводят разные нештатные ситуации.
Самые распространенные причины неисправности лифтового оборудования — механические повреждения и неправильная работа электроники. И первое, и второе зависит от того, насколько хорошо подъемник был смонтирован и обслуживается, — говорит Анатолий Черников. — Нам чаще всего встречались проблемы, связанные с электроникой. В основном она сбоила из-за того, что пыль и мелкий мусор с мест общего пользования попадали в шахту, повреждали контакторы и вызывали ошибку открывания и закрывания дверей.
Отключение электричества. У многих современных лифтов есть автономный источник питания, позволяющий довезти пассажиров до ближайшего этажа, даже если света нет во всем здании. Но те подъемники, которые им не оснащены (в основном устаревшие кабины), действительно могут застрять между этажами.
Перегрузки. Не секрет, что грузоподъемность любого лифта ограничена. Кабины с датчиками перевеса в случаях, когда зашло слишком много людей, не двигаются с места. Если таких нет или они не сработали, подъемник может остановиться. В начале марта прогремела новость о том, что лифт в одном из домов Пушкинского района Петербурга якобы сорвался в шахту. Внутри, по разным данным, находилось от 13 до 15 человек (при восьми возможных); некоторые, включая детей, получили травмы. Позднее в местной управляющей компании СМИ пояснили, что подъемник доехал до первого этажа, а затем опустился на буферы, но сделал это резко. Впрочем, факт остается фактом: кабина была перегружена.
Всегда все вопросы адресуются лифтовикам, но практически никогда они не задаются тем, кто лифты эксплуатирует, то есть пассажирам, жильцам дома, — комментирует Анатолий Черников. — Ведь не просто так существуют правила пользования подъемниками, которые, к слову, согласно ГОСТу должны быть распечатаны и находиться в кабине. В инструкции четко прописано допустимое количество человек внутри или их общая масса. Понимаю, все произошло, скорее всего, утром, когда все торопились.
Пять правил безопасности в лифте
Некоторые советы вытекают из причин остановки подъемника. Поэтому логично, что, если вы решили воспользоваться лифтом, не нужно:
- Долго держать двери кабины. Реверс створок не должен срабатывать более пяти раз. На десятый лифт автоматически отключается и запускается не ранее чем через 15 минут, что не всегда происходит. В лучшем случае вы пойдете пешком, в худшем — останетесь внутри.
- Заходить в кабину толпой. Большинство лифтов рассчитано на четырех пассажиров среднего веса.
- Нажимать кнопку «стоп» во время движения. Сделаете так несколько раз и все, считай, «приехали».
- Прыгать или толкаться в кабине во время движения, особенно если едете вниз.
- Раздвигать двери кабины во время движения. Их механизмы могут зацепиться за механизмы шахты, и произойдет авария. В данном случае вас будет не так просто вытащить.
Что делать, если вы все же застряли в лифте
Первое — не паникуйте. Конечно, этот на первый взгляд банальный совет, который дают по любому поводу, уже успел набить оскомину. Но взгляните на ситуацию с другой стороны: нервничая, вы никому не поможете, в том числе себе. Поэтому постарайтесь не волноваться и успокойте соседа.
Как правило, первое, о чем думают застрявшие — кабина упадет. Эти опасения напрасны, поскольку подъемник оснащен системой безопасности, изобретенной, кстати, еще в XIX веке конструктором Элишей Грейвсом Отисом. Однако в некоторых случаях лифт, пока не сработают «тормоза», пролетает несколько метров, и к этому нужно быть готовым.
Если вы все-таки застряли в лифте, мой вам совет: не пытайтесь заниматься самодеятельностью и не предпринимайте необдуманных действий. Выдохните, воспользуйтесь моментом и перечитайте правила эксплуатации подъемника при нахождении внутри. Если кабина застряла, вероятность того, что она полетит вниз, стремится к нулю, — успокаивает Анатолий Черников.
Второе — не пытайтесь нажимать на все кнопки подряд и самостоятельно открывать двери. Первое бесполезно, а второе опасно. Исключение составляет запах дыма, при котором выбираться из кабины следует любым доступным способом.
Третье — свяжитесь с диспетчером. Это нужно скорее для вашего спокойствия, потому что специалисты к этому моменту уже в курсе происшествия. Если остановка вызвана срабатыванием электрических цепей безопасности, сигнал об этом поступает автоматически. Кроме того, многие кабины оснащены системами видеонаблюдения.
Также можно попробовать позвонить родственникам, знакомым, в обслуживающую организацию или по номеру «112» (доступен даже при отрицательном балансе и без SIM-карты). Однако опыт показывает, что не во всех лифтах ловит мобильная связь. В таком случае можно попробовать привлечь внимание прохожих и попросить сообщить о случившемся уже их. Сами тем временем постарайтесь минимизировать движения в кабине и ждите ремонтную бригаду. Согласно действующим нормам, эвакуировать людей из застрявшего лифта должны в течение 30 минут с момента поступления вызова, а устранить неисправность — в течение 24 часов.